|
|
N°77, 06 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Есть ли в России государство?
Ну, уж это положительно интересно, -- трясясь от хохота, проговорил профессор, -- что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!
Михаил Булгаков, "Мастер и Маргарита"
Прочитав заголовок статьи, читатель, вроде бы привыкший, как и все россияне, ко всему, без сомнения, озадачится. И впрямь, можно усомниться в существовании в России независимого правосудия. Можно усомниться в том, что российское государство гарантирует гражданам безопасность. Можно высказать сомнения в том, что распределение доходов в Российской Федерации (занимающей по числу миллиардеров в мире второе место после США, а по уровню жизни -- в конце первой сотни стран -- членов ООН) справедливо. Но усомниться в том, что в России существует государство?
Как в России может не быть государства, если построение государства является нашей главной и генеральной гордостью? Как в России может не быть государства, если государственниками по убеждениям является большая часть граждан страны? Наконец, как в России может не быть государства, если по убеждению очень многих россиян государство и есть Родина?
До очень недавнего времени я тоже думал, что в России государство есть. Пока реалии не заставили усомниться в этом. А основания предполагать, что в России вообще не существует государства, к сожалению, есть. Не хорошего или плохого, криминального или кристально честного, а вообще никакого.
То есть государство Россия в том смысле, что оно на глобусе занимает большую часть суши, чем какое-либо другое, и является членом ООН, сомнений не вызывает. А вот государства, осуществляющего основные функции, которые обязано осуществлять государство, в России, кажется, нет. И вот почему.
Во время недавнего посещения Государственной думы правительством почти в полном составе во главе с Путиным с первым в истории отчетом о проделанной работе (что само по себе, бесспорно, можно только приветствовать) Владимиру Владимировичу был задан вопрос: не пришло ли время ликвидировать плоскую шкалу подоходного налога?
И что же ответил председатель совета министров на это предложение? Он веско и спокойно сказал (эти его слова транслировались на все континенты!), что этого нельзя делать, поскольку в этом случае зарплаты снова будут платить в конвертах. Судя по программе новостей, этот ответ удовлетворил парламентариев. Но не меня. Которого такой ответ -- скажу без преувеличения -- потряс. Причем речь не идет об экономической целесообразности введения или невведения дифференцированного подоходного налога. Речь о том, почему его нельзя ввести, с точки зрения премьера.
Вдумайтесь сами, уважаемые читатели, привыкшие с советских времен читать между строк и видеть сквозь землю. Читатели, которым даже одной проговорки или оговорки, одного намека достаточно, чтобы они поняли многое из того, что невысказано или недосказано (наше национально свойство, которое, искренне и оптимистично заметим, имеет колоссальный цивилизационный потенциал). Одна из основных функций государства -- наряду с обеспечением правосудия и безопасности граждан -- сбор налогов. С Хеопса и по сей день государства, даже самые завалящие, справлялись с этой проблемой очень неплохо. Апостол Павел, как известно, до того, как стал святым, был сборщиком налогов в Риме, собирая оные сполна и исправно, как и тысячи других сборщиков.
Налоги собрать -- это не компьютер нового поколения построить, не акведук проложить, не гарантировать пенсионерам достойную старость и даже не собрать табурет. Это не обеспечить уровень жизни граждан, приличествующий цивилизованной стране, и медицинское обслуживание, достойное ХХI века. Это одна из самых легких обязанностей государства. Так почему же в Третьем Риме спустя две тысячи лет после Рима "первого" и пять тысяч лет после древних Египта с Китаем сбор налогов государством оказывается невозможным? Почему государство должно идти на поводу у тех, кто не хочет платить налоги? А если оно не в силах обеспечить хотя бы это, государство ли оно вообще? Чайник, в который нельзя налить воду, не чайник, а телевизор, у которого нет экрана, не телевизор.
Но ситуация еще хуже. Из слов премьер-министра РФ следует, что, если ликвидировать нынешнее формальное равенство граждан перед подоходным налогом, деньги будут циркулировать в обществе в круговороте теневой экономики, то есть преступно и незаконно. Другими словами, премьер не только на весь мир сообщил, что государство не может обеспечить сбор налогов (в том случае, если богатые люди после введения дифференцированного подоходного налога не захотят его платить), но не способно обеспечить и законное циркулирование денег в масштабах страны. Всего лишь законное циркулирование. Ибо наличие теневой экономики в масштабах страны не более чем смягченное название преступной деятельности в тех же масштабах. В которую, стало быть, вовлечено чуть ли не все общество, по крайней мере значительная его часть.
По утверждению Генеральной прокуратуры РФ, к примеру, размер коррупции в России измеряется сотнями миллиардов долларов в год, будучи соизмеримым с национальным бюджетом. А государство в лице премьер-министра, бывшего президента и создателя нынешней политической системы на весь мир с легкостью расписывается в собственном бессилии. Но коли так, о какой борьбе с коррупцией может идти речь? То есть о борьбе можно говорить сколько угодно, но налицо полная капитуляция перед коррупцией.
Думаю и даже уверен: Владимир Владимирович, отвечая на вопрос депутата Госдумы, был искренен. Более того, каждому здравомыслящему россиянину ясно, что по сути дела он прав: на сегодняшний день власть перед криминалом бессильна. Но, если отвлечься от печальной реальности, ответ премьера, между прочим, означает, что в России нет не только вертикали власти, но и вообще никакой власти. Что криминал вышел из-под контроля и правит бал. Таков результат восьмилетнего наведения законности и порядка?
Но если дела обстоят так, как следует из реплики премьера, есть ли у РФ вообще какой-либо шанс выйти из кризиса? Министр финансов Алексей Кудрин утверждает, что благоприятные финансовые условия (прежде всего высокие цены на энергоносители), которыми Россия наслаждалась все последние годы, не возникнут в ближайшие десять, двадцать, а то и пятьдесят лет. И он безусловно прав. Во время прошлого цикла низкие цены на энергоносители в мире держались целых семнадцать лет -- по счастливому совпадению как раз до воцарения Путина. И это при том, что Запад не предпринимал никаких усилий для создания независимой от нефти и газа энергетики.
Не то теперь: задача сделать США энергетически независимой поставлена как суперприоритетная. Аналогичные меры принимаются в Европе. Спрашивается, за счет чего Россия выйдет из кризиса? Она ведь не производит никаких конкурентоспособных продуктов на мировой рынок. Ни традиций технологических фирм конкурентоспособного уровня, поставляющих товары на мировой рынок, ни соответствующих специалистов в стране нет. Но даже если предположить, что они чудом явились, -- наличие теневой экономики (читай: откатов и зарплат в конвертах) делает абсолютно бесперспективной попытку создания какого-либо продукта, конкурентоспособного с зарубежными фирмами по цене.
Книгами о России с названиями типа "Становление криминального государства" никого в мире давно не удивишь. Не удивишь и в России. Но сообщение, что в России вообще нет государства -- хотя бы и криминального, бандитского или воровского, -- все-таки на сегодняшний день звучит неожиданно. И печально. Более того: это диагноз тяжелой, хотя (хотелось бы думать) не неизлечимой болезни.
Что же делать правительству, Государственной думе, президенту и премьеру в такой ситуации? Может быть, прислушаться к предложению о необходимости полной смены элит. Условие, похоже, в самом деле необходимое -- но даже оно, звучащее радикально и по нынешней ситуации нереалистично, недостаточно. Между тем необходимость построения в России государства, выполняющего предназначенные ему функции, назрела и перезрела. И должна обсуждаться -- особенно в пору кризиса -- как сверхприоритетная на всех уровнях, от телевидения до Думы. Потому что другой России у нас с вами нет.
Юрий МАГАРШАК, профессор