|
|
N°77, 06 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Реквием и аттракцион
«Мегастар» современного искусства Дэмиен Херст выставился в Киеве
Киевская ретроспектива Дэмиена Херста «Реквием» стала для многих событием неожиданным и труднообъяснимым. Более или менее осведомленные и желающие такими казаться люди продолжают озвучивать версии подводных течений и подковерных интриг, приведших к столь значительному событию в городе, находящемся на периферии международной художественной жизни. Тем же, кто не претендует на такую информированность, остается оценить надводную часть, общую драматургию самого показа.
Первая ретроспектива художника открылась в находящемся в торгово-развлекательном комплексе «Арена» художественном центре Виктора Пинчука, украинского бизнесмена, который является крупнейшим коллекционером Херста на сегодняшний день. Уже это вполне оправдывает выбор площадки для выставки автора, чья художественная стратегия столь нерасторжимо слита с коммерческой. Кампанию «самой дорогой работы современности» «Ради любви к Богу» или нашумевший предкризисный персональный аукцион Херста следует считать полноценными авторскими высказываниями-произведениями, собственно артобъекты в этих высказываниях, будь то бриллиантовые черепа и зверушки в формалине, выполняют роль необязательного орнамента. Художник же мыслит, как и полагается, большими формами, в этом случае отношениями капитала, власти и массового сознания.
С кризисом рыночный пузырь Херста если не лопнул, то значительно сдулся. Это делает огромную выставку в охваченном кризисом Киеве, в немалой степени состоящую из приобретений владельца центра, предприятием еще более эксцентричным.
Смысл названия выставки прояснился сопровождающей ее риторикой организаторов в духе «прошлый Дэмиен Херст умер, родился новый». Новорожденного не на шутку увлекли кисти и краски: на выставке представлено огромное количество новой однообразной живописи художника, представляющей собой изображения черепов на иссиня-черном фоне. Компанию черепам составляют пепельницы, вазы с цветами, смутные силуэты среди деревьев. Картины эти, очевидно, содержат оммаж британскому классику Френсису Бэкону -- контраст деформированных фигур и зловеще сияющих на темном фоне решеток из тонких белых линий отсылает к известным работам Бэкона 30--50-х годов. Тот же Бэкон в свое время высоко оценил раннюю работу Херста «Тысяча лет», которой открывается экспозиция «Реквиема». То есть выходит, что «новый» Херст "закаялся", отказался от тактики возгонки скандальности, закрылся в мастерской один на один с холстом и решил вернуться в лоно «настоящего» искусства? И, может быть, здесь «блудному сыну» особенно пригодилось благословение Бэкона-отца? Но высокий трагизм Бэкона в картинах Херста обращается в фарс. И «бэконовские» мотивы в новых работах Херста воспринимаются как стеб над не в меру серьезным папашкой...
Итак, экспозиция, открывающаяся работой «Тысяча лет» (стеклянный бокс с отрубленной коровьей головой, тарелочками с рафинадом, электрической мухобойкой и мухами) и новыми живописными произведениями, разворачивается на четырех этажах «Пинчук-артцентра» чередой характерных примеров херстовской художественной продукции. Здесь и животные (ремейк всемирно известной акулы в формалине находится в специально выстроенном во дворе комплекса «Арена» павильоне), и картины с влипшими в красочную массу бабочками, и выложенные на стеллажах из полированной стали композиции из разноцветных таблеток (необыкновенно красивые), и серебряная фигура «Св. Варфоломея», держащего в руках свою содранную кожу, и «Жажда наживы» -- натуралистичный муляж повешенной коровы с кишками, выпадающими из распоротого живота, и иракскими банкнотами в луже крови. Если работы Херста, будучи показаны поодиночке, например, в рамках групповой экспозиции, претендуют на то, чтобы произвести сильный шок, то представленные вместе в большом количестве все эти «цветы зла» просто вызывают утомление.
Произведения Дэмиена Херста, собранные вместе, ярко демонстрируют составляющие его авторской поэтики: сочетание, даже грубое сталкивание, отвратительного со слащаво-красивым, естественно-научного с религиозным, велеречивых названий, указывающих на некие смутные рассуждения автора на темы жизни и смерти с демонстративным цинизмом в визуализации этих тем. Важными элементами является большая легкость устного описания работ (необходимая при работе с массмедиа), конвейерное производство, использование наемного труда (особенно в этом отношении характерна аккуратненькая гиперреалистическая живопись, в частности картина, изображающая Херста в объятиях Виктора Пинчука и другого звездного художника нового миллениума Джеффа Кунса). А также какая-то небывалая фамильярность по отношению к зрителю, стремление прямо-таки выдавить из него сильную эмоциональную реакцию. Ни у кого нет права остаться безразличным.
Кажется, мало кто на вернисаже упустил случай сострить на тему соседства выставки с Бессарабским рынком, где в мясных рядах сюжеты Херста были представлены «в естественном виде». Однако интереснее обратить внимание на то, что выставка располагалась в популярном торгово-развлекательном комплексе. Действительно, дух сенсационных гастролей, необычайный ажиотаж по поводу дорогого шокирующего аттракциона охватили даже очень далеких от современного искусства киевлян. И выходит, что художник, который всегда желал от своей аудитории эмоционального восприятия его работ напрямую, без посредства интеллектуального анализа, нашел в Киеве не только увлеченного коллекционера, но и «своего» благодарного зрителя. За первые два дня выставку «Реквием» посетили более 10 тыс. человек. Чтобы попасть в «Пинчук-артцентр», и сегодня нужно было отстоять двухчасовую очередь.
Никита КАДАН, Киев