|
|
N°76, 05 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пограничное состояние
Россия и Запад не могут наладить «перезагрузку» на Кавказе
США, НАТО и Евросоюз вновь разошлись с Россией в оценке ситуации на Кавказе. Запад отказывается признавать независимость Южной Осетии и Абхазии по примеру России, сделавшей это еще в 2008 году. Сейчас критика в адрес Москвы усилилась после того, как российские пограничники с местными военными начали патрулирование внешних границ Южной Осетии и Абхазии.
США и НАТО выразили недовольство сразу после того, как Москва 30 апреля подписала с Сухуми и Цхинвали соглашения о совместной охране границы. Вчера России досталась новая порция критики. Как «очевидное нарушение» договоренностей России и Евросоюза от 12 августа и 8 сентября 2008 года о мирном урегулировании ситуации в Закавказье расценил это официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай. «Это не в интересах долгосрочного мира и безопасности в регионе Южного Кавказа», -- заявил он на фоне сразу нескольких других скандалов между альянсом и Россией. Один из них связан с учениями НАТО в Грузии, которые вопреки возражениям России начинаются на этой неделе. Еще один скандал -- это готовящаяся высылка из Брюсселя двух российских дипломатов по обвинению в шпионаже, среди которых сын российского представителя при Евросоюзе Владимира Чижова.
В том же критическом духе по отношению к России выдержано заявление председательствующей в ЕС Чехии. В нем выражается «глубокая озабоченность» подписанием договоров о совместной охране границы, «противоречащих мирному соглашению от 12 августа». В Вашингтоне и Брюсселе высказались в поддержку суверенитета и территориальной целостности Грузии. Конечно же, от грузинских властей вчера тоже вновь прозвучала негативная реакция.
Договоренности по мирному урегулированию ситуации в регионе после августовских событий вокруг Южной Осетии подписали 12 августа и 8 сентября 2008 года в Москве президенты России и Франции -- Дмитрий Медведев и Николя Саркози. Соглашение тут же нарекли «планом Медведева--Саркози», в соответствии с которым Россия в течение месяца вывела своих миротворцев из зоны безопасности вокруг Южной Осетии. Евросоюз, согласно тем же договоренностям, взял на себя гарантии неприменения силы со стороны Грузии, разместив с 1 октября прошлого года в прилегающих к Южной Осетии и Абхазии зонах свою наблюдательную миссию. Параллельно под патронатом ООН в Женеве были начаты международные консультации по безопасности в Закавказье, в которых приняли участие все стороны прошлогоднего конфликта.
К сегодняшнему дню состоялось уже четыре раунда таких консультаций, а проведение пятого намечено на 18--19 мая. «Соглашения по охране границы противоречит пунктам 5 и 6 «плана Саркози--Медведева», -- сказала «Времени новостей» Зузана Оплеталова, пресс-секретарь МИД Чехии, страны -- председателя ЕС. Наша собеседница напомнила, что согласно пункту 5, «российские войска должны вернуться на линию, которую они удерживали до начала военной операции. И до тех пор, пока не будет разработано международное решение конфликта, российские миротворцы должны выполнять только дополнительные охранные функции». Шестым пунктом плана, разъясняет г-жа Оплеталова, «специально оговаривается, что вопросы, касающиеся статуса Южной Осетии и Абхазии, должны рассматриваться в рамках международных консультаций».
В Брюсселе «полагают, что все вопросы безопасности, включая вопрос об охране границы, входят в компетенцию Женевского форума», -- заметил нашей газете французский политолог Арно Дюбьен. По его словам, Евросоюз сейчас напомнил Москве о «необходимости обсуждать вопросы безопасности на значимых международных форумах, в частности, в рамках консультаций в Женеве». Однако с подписанием соглашений о совместной охране границы «женевский процесс в известной степени теряет логику», полагает эксперт. Он отверг параллели с Таджикистаном, чью границу с Афганистаном с 1993 года охраняют российские пограничники: «Там это было сделано с ведома и полного согласия местных властей международно признанного независимого на тот момент государства. Не говоря уже о том, что российские пограничники собираются оттуда уходить, -- останется только военная база».
Конфликт вокруг Южной Осетии разгорелся во время французского председательства в Евросоюзе, напомнил г-н Дюбьен. Хозяину Елисейского дворца пришлось в августе 2008 года «проявить недюжинные дипломатические способности»: «Конечно, Николя Саркози в душе понимал, что речь идет о фактической аннексии Россией грузинских территорий. Тем не менее свою подпись под мирным планом он поставил -- в расчете, что урегулирование все-таки пойдет в международно-правовом русле. Теперешние соглашения по границе все двусмысленности отметают».
В этой связи, по мнению эксперта, встает вопрос «не только и не столько о Грузии, сколько о «трудностях перезагрузки» отношений России и Запада: «Реальное движение вперед дается с колоссальным трудом, несмотря на смену администрации в США и бравурные заявления отдельных европейских и американских политиков». С подписанием договоров об охране границ, по оценке французского эксперта, «похоронены надежды и на радикальное улучшение отношений России и Евросоюза». Правда, наш собеседник отнюдь не склонен винить в этом только Москву: «Позитивные французские наработки сведены на нет откровенно слабым председательством Чехии».
А вот руководство Южной Осетии и Абхазии совместным с Россией патрулированием границы очень довольны, видя в этом защиту от новых нападений со стороны Грузии. Южноосетинский лидер Эдуард Кокойты назвал произошедшее «необходимым шагом для того, чтобы добиться стабильности не только в Южной Осетии и Абхазии, но и во всем Кавказском регионе».
Борис ЮНАНОВ