|
|
N°76, 05 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Брак по-итальянски
FIAT планирует создать суперконцерн в Европе
Президент США Барак Обама больше не готов спасать национальный автопром. Американские автопроизводители как можно скорее должны стать независимыми от господдержки, заявил он на прошлой неделе. Между тем участь Chrysler, который 30 апреля подал заявление о добровольном банкротстве, ждет и General Motors -- компания не может договориться с крупными держателями облигаций о реструктуризации долга в 27 млрд долл. У GM еще есть время: до конца мая автопроизводитель должен представить план по восстановлению своей жизнеспособности. Но в эту затею верят все меньше участников рынка. Да и FIAT, с которым Chrysler обещают счастливый союз, вынашивает наполеоновские планы по созданию автомобилестроительного суперконцерна в Европе, в который планируется включить лучшие активы GM.
Как сообщил в интервью Financial Times главный исполнительный директор FIAT Серджио Маркьонне (на снимке), планируется объединить FIAT Auto (подразделение по выпуску легковых автомобилей итальянской группы) с Chrysler (FIAT уже договорился о получении 20-процентной доли в Chrysler) и General Motors Europe, а затем разместить акции новой компании на бирже. Глава FIAT надеется завершить сделку до конца мая, а акции разместить на бирже до конца лета.
Помимо FIAT Auto в группу FIAT входят подразделения по производству грузовиков Iveco, сельскохозяйственного и строительного оборудования CNH и автомобилей люксовых марок Ferrari и Maserati. Идею выделить FIAT Auto в отдельную компанию г-н Маркьонне вынашивает уже несколько лет.
В новую компанию должны войти германская «дочка» GM -- Opel, его британское подразделение Vauxhall, шведский Saab и доля FIAT в Chrysler. Объем выручки новой компании может составить около 80 млрд евро при продажах 6--7 млн автомобилей в год. Новая компания будет уступать лишь Toyota. «С инженерной и отраслевой точек зрения это союз, заключенный на небесах», -- заявил г-н Маркьонне в интервью Financial Times.
По его словам, только от слияния FIAT и Opel сэкономит компаниям 1 млрд евро в год. Если сделки автопроизводителей одобрят антимонопольные власти Европы, десять европейских заводов GM, расположенных на севере континента, будут объединены с 11 заводами FIAT, которые в основном сконцентрированы в Италии. В результате слияния подразделений FIAT и GM в Европе могут быть сокращены 8--9 тыс. рабочих мест. По данным Интерфакса, по состоянию на конец 2008 года в FIAT Auto в Европе работали 39 тыс. человек, в GM Europe -- 54,5 тыс. Сам же г-н Маркьонне может отказаться от должности заместителя председателя совета директоров швейцарского банка UBS «в связи с увеличившейся нагрузкой».
Вчера вечером в Берлине г-н Маркьонне встретился с представителями правительства Германии и автоконцерна Opel. Как сообщил министр экономики ФРГ Карл-Теодор Цу Гуттенберг по окончании переговоров, руководство итальянского автоконцерна в случае приобретения Opel выразило готовность сохранить три из четырех заводов Opel в Германии, сообщает Deutsche Welle. По словам министра, руководство FIAT не планирует останавливать заводы окончательной сборки в Рюссельхайме, Бохуме и Айзенахе. Неизвестным пока остается только будущее завода Opel в Кайзерслаутерне, где производятся комплектующие.
По словам министра экономики ФРГ, во владение Opel концерн FIAT намерен вступить без собственных долгов. Г-н Маркьонне уже подсчитал, что расходы на возможное слияние составят 5--7 млрд евро. Однако, как отметил немецкий министр, пока не время определять долю Германии при слиянии. Г-н Гуттенберг был сдержан в оценках, назвав концепцию концерна FIAT интересной, но подчеркнул, что она подлежит теперь «основательной проверке». Положительными аспектами предложения итальянцев, по его словам, является сохранение бренда Opel и трех его сборочных предприятий на территории Германии, сообщило Associated Press.
Наряду с FIAT в приобретении контрольного пакета акций Opel в настоящее время заинтересована крупнейшая в Северной Америке компания по производству автокомплектующих Magna International. В партнеры ей некоторые немецкие СМИ в конце апреля прочили российскую группу ГАЗ Олега Дерипаски. Но официальных сообщений от компаний не поступало, а участие ГАЗа эксперты всерьез не рассматривали из-за большого долга российской группы.
Тем не менее министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер вчера фактически дал понять, что изучаются предложения не только от FIAT. По его словам, в ближайшее время потенциальные покупатели должны будут усовершенствовать свои концепции. Только после этого может быть принято решение.
Ирина ЦЫРУЛЕВА