|
|
N°76, 05 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не обидеть Грецию
Россия намерена существенно расширить военное сотрудничество с Турцией
Начинается новый этап российско-турецкого военно-технического сотрудничества -- таков основной итог закончившейся на днях в Стамбуле девятой международной выставки оборонной промышленности «Айдеф-2009» для России. Ни одна из предыдущих восьми не была для россиян столь успешной.
Газета «Время новостей» уже рассказывала о намерении турецких властей закупить новейшие российские комплексы ПВО С-400 «Триумф». К завершению выставки стало известно, что парафирован серьезный контракт на поставку Турции российских противотанковых комплексов. Каких именно, в российской делегации не уточняют. Причем, чтобы получить этот контракт, Россия была обязана одержать победу в тендере, поскольку оружие индивидуального пользования, каковым являются противотанковые комплексы, всегда закупается через тендеры. Добавим, что это был первый подобный тендер, проведенный Турцией.
После встречи министров обороны двух стран в феврале 2009 года российская сторона стала более откровенной в показах новых образцов вооружения и военной техники. Обычно на выставках вооружений новинки редки, но «Айдеф-2009» ими изобиловала. До нее турки не были знакомы с боевой машиной пехоты БМП-3М. Хотя сосед Турции -- Греция с ними уже знакома не понаслышке. В «треугольнике» (Греция--Турция--Россия) наши торговцы оружием вынуждены быть еще и дипломатами, не "светить" одних и тех же людей в обеих странах, находящихся из-за проблемы Кипра, мягко говоря, в сложных отношениях друг с другом.
Никогда раньше Россия не представляла Турции мобильный, мощный противотанковый комплекс «Хризантема-С» Коломенского завода. Приглянулся турецкой стороне и русский «Хаммер» -- бронированный спецавтомобиль «Тигр» с формулой колес 4Х4 производства Военно-промышленной компании. Одна из крупных турецких фирм, производитель тягачей, выразила желание быть компаньоном россиян.
Российский ОПК показал в Стамбуле и высокоточную авиационную пушку для вертолета Ка-52А. 6--8 снарядов из такой пушки гарантированно уничтожают БТР. Боезапас составляет 460 снарядов. У автомата сопровождения этой пушки уникальная аэродинамическая схема. Есть у России с Турцией и совместный спутниковый проект -- наш носитель запустит турецкий спутник двойного назначения. Однако стратегия действий России такова: продажа партнерам высоких технологий непременно увязывается с их закупками серийных образцов оружия.
Турки тоже пошли нам навстречу и теперь осуществляют бестендерные закупки некоторых видов оружия. Это означает, что российским торговцам оружием не надо тратиться на участие в конкурсной борьбе без твердой надежды на победу. Таков результат десятилетних усилий России на турецком рынке вооружений. Турецкая сторона сейчас даже идет на обсуждение вариантов контракта. Раньше просто ставили условия: или выполняй, или до свидания.
Россия может перенять и турецкий опыт организации оборонной промышленности. Там, в частности, организованы два фонда -- развития оборонной промышленности и вооруженных сил. Оба фонда собирают внебюджетные средства для силовых ведомств. Кроме того, закон, действующий в Турции с 70-х годов прошлого века, предполагает обложение дополнительными налогами для этих целей всех игорных заведений, табачных и алкогольных производств. Именно благодаря внебюджетным средствам, дополняющим бюджетные расходы на оборону, с середины 90-х годов в Турции реализуется 25-летняя программа переоснащения вооруженных сил. Она оценивается более чем в 40 млрд долларов.
Высокий интерес к российским образцам продемонстрировали и другие страны региона. Из 69 делегаций различных стран 25 возглавляли министры обороны, остальные -- заместители министров. Уровень представительства для выставок подобного рода очень высокий. На российском стенде побывало более 30 делегаций. «Бесспорным фаворитом российской экспозиции стал противотанковый ракетный комплекс «Корнет», -- рассказал «Времени новостей» глава российской делегации Анатолий Аксенов. -- Пять стран приняли решение о его закупке, получив информацию о нем от тех 15 государств, куда «Корнет» уже поставлен».
На сегодняшний день этот ПТРК -- гроза любого танка. Он пробивает гомогенную (сплошную, не многослойную, когда металл чередуется с керамикой) броню толщиной почти полтора метра. Не преграда для него и навесная динамическая защита. Он ее просто не замечает -- с расстояния 5,5 км днем и 3 км ночью прошьет любой танк насквозь.
Но как этот снаряд поведет себя в борьбе с российскими танками (как известно, Турция -- член НАТО)? Есть и другие виды защиты, говорят российские специалисты. В том числе активная. Для нее главная задача -- не допустить этот снаряд до танка, то есть на расстоянии нескольких десятков, а то и единиц метров подорвать его боевую часть. Такие системы в России есть. Например, «Арена». Она автоматически выстреливает в сторону приближающегося противотанкового снаряда. При этом «Арена» не реагирует на мелкие угрозы, например патроны. Различает угрозу по массе, скорости приближения. Есть еще электронная защита. Такие системы поставляться за рубеж не будут.
Второе место по интенсивности интереса посетителей выставки из видов российского оружия заняли комплексы ПВО малой и средней дальности «Бук», «Тор», «Панцирь». Но вопрос для россиян: как удовлетворить многочисленные заявки на их поставку? Спрос опережает предложение. Очередь -- на пять лет вперед. Нужно развивать производственные мощности. Ситуация для иностранных заказчиков этого оружия осложняется еще и тем обстоятельством, что в последние годы началось перевооружение российской армии, а потому производство перегружено.
Но одновременно это и самая действенная реклама для продукции российского ОПК. Ничто так не убеждает заказчика, как наличие этого оружия в армии страны-изготовителя. Это значит, что отработана логистика, поддержка жизненного цикла данного вида вооружений. Те же комплексы ПВО имеют спрос потому, что на вооружении российской армии появились системы С-400 «Триумф», каждая из которых заменяет три системы С-300. С-400 -- это одновременно и система ПРО оперативного уровня.
Интерес на «Айдеф-2009» был проявлен и к бронетанковой технике. Т-90 в сравнении с представленными в Стамбуле танками «Леопард», «Абрамс» просто красив, говорят специалисты. По их мнению, в мире существуют только две вполне состоявшиеся танковые школы -- российская и немецкая. «Леопард-2» -- очень достойный танк. Но и ответ у нас достойный. Во-первых, Т-90 -- танк летающий. А маневр, огонь, защита в бою главное. Если перед каким-то препятствием танк тормозит, то теряет время и проигрывает бой. Наш же просто перепрыгивает препятствие.
У ближайших наших конкурентов машины тяжелые, их вес превышает 60 тонн, на таких танках препятствия не перепрыгнешь. Да, такие танки мощные, хорошо вооруженные, но эти их достоинства превращаются в недостатки: маневр затруднен, размеры велики, вероятность попадания растет пропорционально габаритам. Наш же танк вписывается в контур любого танка конкурента -- он ниже, более узкий и короткий. Минимизировать размеры танка означает сильно увеличить его эффективность.
И с вооружением у российских танков все в норме: натовский калибр 120 мм, у нас -- 125 мм. Такая разница имеет значение. Специалисты демонстрируют это на таком примере: 30-мм снаряд авиационной пушки по боевой эффективности в шесть раз выше 23-мм снаряда. А разница калибра всего 7 мм. Еще одно преимущество наших танков -- способность стрелять через ствол ракетой, которая управляется с помощью лазерного луча.
В отличие от стендов, демонстрирующих оружие сухопутных войск и войск ПВО, на других стендах посещаемость была значительно ниже. Например, среди морской техники интерес был только к кораблям патрульного типа. Субмарин будто бы и не было. И причина скорее всего не только в кризисе, а и в том, что страны региона сами наладили производство части морской техники. Иногда по технологии развитых государств.
В этот раз была изменена привычная структура российской делегации. Главой ее был представитель «Рособоронэкспорта». В делегацию вошли лишь представители профильных подразделений «Рособоронэкспорта» -- маркетинговых и поставочных. Не было представителей промышленности -- генеральных директоров предприятий, генконструкторов. «Привезли ограниченный контингент», -- пошутил глава делегации Анатолий Аксенов. И причина, как оказалось, не только в экономии. Когда много народу, говорят в российской делегации, конкурентам всегда можно «развести» одного-двух человек, то есть выудить у них конфиденциальную информацию. А люди из нынешней команды отвечали, как компьютер, по программе -- не больше и не меньше. Это в основном боевые офицеры, знающие и что такое производство, и что такое военная тайна.
Николай ПОРОСКОВ, Стамбул--Москва