|
|
N°75, 30 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Случай на реке Уй
Заблудившихся школьников «превращают» в наркокурьеров
В Казахстане, как стало известно «Времени новостей», на днях начнется скандальный судебный процесс, грозящий обернуться небольшим международным скандалом. Обвиняемые -- российские граждане Ростислав Норкин и Николай Шукшин. Вменяется им ст. 250-4 (контрабанда наркотиков, совершенная группой) и ст. 259-4 (незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств) уголовного кодекса Республики Казахстан. Каждая из статей предусматривает в том числе и пожизненное заключение.
Ничего необычного в этом деле не было бы, если бы не возраст обвиняемых. Оба они несовершеннолетние. Норкину 16 лет, и до задержания он учился в школе, Шукшину 17 лет, и он был студентом. Жили они в российском городе Троицк (Челябинская область), расположенном прямо на границе с Казахстаном, и в феврале этого года, по своим собственным признаниям и по словам их родителей, решили пойти в поле пособирать семян конопли, которая в этих местах растет практически везде, как сорняк. Российско-казахская граница в этих местах никак не обозначена, и молодые люди оказались то ли у самой границы, то ли правда зашли на сопредельную территорию. Так или иначе, вскоре они были задержаны казахской погранслужбой и представлены следствием как злостные наркодельцы-контрабандисты. Им инкриминируют попытку продать в Казахстане крупную партию марихуаны и гашиша.
Как признают и родители задержанных, и представители российских властей, молодые люди, конечно, нарушили закон, но совершили далеко не самое страшное. Вменяемые им марихуана и гашиш, как известно, -- это результат переработки конопли, но застигнуты подростки были за сбором торчавших из-под снега замерзших верхушек этого растения. По уму, как признают и в спецслужбах, им надо было бы «надрать уши», и отдать родителям, и, возможно, поставить на учет в милицию. Тем не менее в Казахстане на 6 мая уже намечено начало судебного процесса, и местные следователи полны решимости наказать их по всей строгости закона.
Подростки сидят под арестом в Казахстане уже почти три месяца, но до сих пор остается непонятным, где именно они были задержаны. Город Троицк стоит на реке Уй, по которой условно должна проходить российско-казахстанская госграница. Так обозначено на карте, но на месте никаких четких определений разделения территорий двух государств нет, как нет никаких двусторонних соглашений, регламентирующих соответствующие разметки.
По данным расследования, проведенного пограничным управлением ФСБ РФ по Челябинской области, друзья вовсе не покидали российскую территорию. По словам родителей Норкина и Шукшина, в момент задержания юноши прогуливались в 150 метрах от реки Уй, на российской земле, где и собирали семена засохшей конопли. Родители не скрывали, что их чада, возможно, решили «побаловаться» и покурить травку. «16 февраля около 16.30 их схватили сотрудники погранслужбы КНБ Костанайской области Казахстана, -- рассказал «Времени новостей» отец Николая, Александр Шукшин. -- Затем пограничники доставили подростков на казахский пограничный пост. О случившемся я узнал только около полуночи, мне позвонили по телефону».
В истории, по словам родителей задержанных, много нестыковок. «В акте пограничников указано, что конопля была зеленого цвета и имела специфический запах, а в деле она превратилась в буро-желтую, -- рассказала мать Ростислава, Марина Норкина. -- Непонятно, сколько именно у них нашли пакетов с наркотиками, везде цифры разные».
«При задержании у ребят обнаружили 1,125 кг марихуаны, расфасованной по двум пакетам», -- сообщила начальник управления языковой политики и информации департамента внутренних дел Костанайской области РК, подполковник полиции Елена Кашарина. Но марихуана -- это уже измельченная и переработанная конопля, и как в заснеженном поле подростки успели просушить и измельчить коноплю, непонятно. Причем помимо марихуаны в уголовном деле фигурирует и 6,1 г порошкового гашиша. Откуда взялось это вещество -- результат еще более сложной переработки, тоже загадка.
С просьбой помочь разобраться в путанице родители обратились к пограничникам в Челябинской области, и те инициировали встречу с представителями погрануправления КНБ. Представители двух государств встретились 21 марта. Пограничное управление УФСБ по Челябинской области сообщило родителям Норкина и Шукшина о результатах переговоров. Стороны установили, что 12 февраля подростки оказались задержанными сотрудниками погранслужбы КНБ именно на российской территории. Как следует из письма УФСБ, глава казахстанской делегации заверил пограничного представителя от России, что задержанные будут переданы на их родину в кратчайшие сроки. «Хотя казахские пограничники соглашались, что ребята действительно были задержаны на российской территории, однако ни сама встреча, ни соглашения сторон никак запротоколированы не были», -- сказал «Времени новостей» адвокат подсудимых Аблай Нургалиев.
В итоге выдавать «страшных наркодельцов» казахские власти не стали. «Мы уже четырежды направляли запрос о предоставлении выдачи нам этих детишек, -- рассказал врио начальника погрануправления УФСБ Леонид Соломатин. -- Очередная встреча с представителями казахстанской стороны назначена на 4 мая. Ситуация, конечно, осложняется тем, что подростки были задержаны с наркотическими веществами. В том районе тяжело определить, где проходит граница, ее положение только-только устанавливается, но мы считаем, что ребята в момент задержания находились на российской территории». Правда, о том, планируется ли принимать какие-то меры в отношении казахских пограничников, пересекших российскую границу, г-н Соломатин не сообщил. Пограничный представитель КНБ в свою очередь заявил, что не уполномочен давать комментарии.
По словам адвоката, следователь Карабалыкского РОВД Костанайской области Чингиз Бермухамедов отказался принять от защиты представленные документы, потому что «на территории Казахстана они мало что значат». Не приняли к рассмотрению и карту с обозначением границ соседних районов за подписью чиновника Троицкого городского округа, оставили без внимания и письмо от пограничников. Адвокат подсудимых надеется, суд обратит свое внимание на эти документы.
«Первым делом, конечно, мы будем ходатайствовать о выдаче ребят России, -- сказал он. -- Сейчас снег на месте задержания растаял, и установить, где в действительности все происходило, будет легче. В качестве свидетелей в суде выступят и пограничники, задерживавшие ребят. На допросе они рассказали, что «просто выполняли свою работу». Им указали, что место задержания относится к территории Казахстана, поэтому они и находились там».
Руслан ГИРФАНОВ