Время новостей
     N°74, 29 апреля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.04.2009
Вечно вторые
Юбилей главного конкурента Intel
1 мая одному из ведущих производителей процессоров компании Advanced Micro Devices (AMD) исполняется 40 лет. Правильно оценить ее роль в истории полупроводниковой индустрии сложно. Ясно одно, что без AMD IT-мир был бы другим.

Основатель компании Джереми Сандерс родился в южном районе Чикаго в 1936 году. В те времена выжить подростку из небогатой семьи в этом городе, заслуженно носившем тогда звание «оплота гангстеризма», было непросто: рассказывают, что однажды в результате конфликта с одной из молодежных банд юного Джерри чуть не убили.

Дед помог Джереми получить высшее инженерное образование в области электроники (в университете Иллинойса). Но инженером тот проработал недолго: в 1961 году ему посчастливилось попасть в отдел маркетинга знаменитой Fairchild Semiconductor, которая в те годы в области полупроводников занимала примерно такое же положение, как сегодня Google в Интернете. Руководили компанией Гордон Мур, чьим именем назван небезызвестный закон, и создатель технологии производства микросхем Роберт Нойс. Позднее они станут основателями Intel.

Главная заслуга Джереми Сандерса на посту руководителя отдела продаж Fairchild состоит в том, что он одним из первых в мире понял, как надо продавать микросхемы. В те времена полупроводниковые чипы стоили очень дорого и применялись в основном военными. Но если построить дом дешевле, чем стоят материалы, из которых он изготовлен, нельзя, то себестоимость микросхемы при увеличении объема производства стремится к нулю. Значит, рассудил Сандерс, главное -- обеспечить достаточный уровень продаж.

Широко растиражирована каноническая история о том, как он стал продавать транзистор стоимостью 100 долл. за доллар пять центов только потому, что у него был почти неограниченный потенциальный рынок: этот транзистор идеально подходил для UHF-тюнеров, которые как раз в те годы стали обязательным компонентом домашних телевизоров.

Fairchild действительно удалось к середине 1960-х захватить 90% рынка UHF-тюнеров, и в начале 1970-х транзистор продавали уже по 15 центов. С тех пор полупроводниками во всем мире торгуют именно так: и микросхема операционного усилителя, содержащая несколько десятков транзисторов, и микросхема микроконтроллера, содержащая их несколько десятков тысяч, имеют одинаковую цену -- доллар.

В 1968 году Шерман Фарчайлд, владелец промышленной группы, в которую входила Fairchild Semiconductor, решил реформировать ее руководство, пригласив в качестве генерального директора консервативно настроенного Лестера Хогана, до этого -- вице-президента Motorola. С этого начался закат компании, десять лет бывшей центром Кремниевой долины. Стал таять ее главный актив -- люди. Мур с Нойсом, как известно, создали Intel, в чем им помог известный финансист Артур Рок, принимавший участие еще в создании Fairchild (в 1957 году) и считающийся отцом венчурной модели финансирования.

А вот когда Джереми Сандерс собрался создавать собственную компанию под названием Advanced Micro Devices, Рок ему отказал, по легенде, с формулировкой: «Все компании, на которых я терял деньги, были основаны людьми из отделов маркетинга». Зато определенную сумму в AMD вложил Роберт Нойс.

Поначалу все шло, как предрекал Рок. Первые год-два для AMD были, мягко говоря, не очень удачными. Основанная 1 мая 1969 года с уставным капиталом 100 тыс. долл. компания не имела за душой ни одной оригинальной инженерной идеи. Сандерс создавал ее для того, чтобы продавать так, как ему нравится, а что именно продавать, он, судя по всему, представлял не очень четко. Поэтому через год, в мае 1970-го, AMD, в которой работали тогда 53 сотрудника, все еще имела лишь 18 позиций в списке продуктов (лицензированные копии чужих разработок) и ни одного клиента.

Через пять лет уровень продаж превысил 25 млн и имел рост более 60% в год -- и по-прежнему ничего оригинального. Как Сандерсу это удалось?

Он, конечно, понимал, что на одном умении «впарить» клиенту товар далеко не уедешь. Для долгосрочного эффекта надо, чтобы твой товар был либо лучше, чем у других, либо хотя бы дешевле. Это положение -- «хотя бы дешевле» -- является краеугольным камнем политики AMD по сей день.

В середине 1970-х AMD начинает производство клона процессора i8080, который работал на 40% быстрее оригинала (вопреки распространенному мнению 8080A не был лицензирован у Intel, а разработан методом обратной инженерии -- чужой чип был изучен прежде, чем начались работы над собственным). К 1982 году относится легендарный договор между Intel и AMD, согласно которому последняя получила права на производство процессоров x86. Intel это было надо, кроме всего прочего, для получения военных заказов (в американском ВПК действует правило, по которому поставщик не может быть монополистом, чтобы в случае чего военные не остались без поставок).

Но клоны интеловских процессоров от AMD никогда не были копиями. Они всегда были дешевле, часто быстрее, а нередко и надежнее. Кроме того, AMD всегда очень тщательно следила за качеством производства. Вся продукция, даже гражданского назначения, проверялась по военным стандартам, а в 1983 году компания выдвинула собственный промышленный стандарт качества (INT.STD.1000), который и по сей день по некоторым позициям остается самым строгим.

Другой составляющей корпоративной политики AMD стала забота о персонале. «Сначала люди, а потом и продукты с прибылями пойдут», -- говорил Сандерс. Его сотрудники одними из первых в мире получили долю в прибылях.

К середине 1970-х годов у AMD появились собственные продукты. В 1975 году она выпустила серию процессоров Am2900, использовавших т.н. топологию bit-slice (битовые плоскости). Применяя такие процессоры с заданной собственной разрядностью (конкретно Am2901 был четырехразрядным), вы могли построить систему с любой необходимой разрядностью. Эти процессоры, в частности, использовались в компьютерах PDP-10 фирмы DEC, а также в знаменитом Xerox Star, который стал в свое время прототипом для обкатки почти всех главных компьютерных технологий нашего сегодняшнего дня.

На процессорах тогда еще никто не зарабатывал. Основным продуктом AMD, как и Intel, была память, как обычная динамическая, так и энергонезависимая (EPROM) . Это то, что потом стали называть flash-памятью. Все изменилось в конце 1980-х, когда, во-первых, на рынок памяти пришли «азиатские тигры» и всех потеснили, а во-вторых, когда стало окончательно ясно, что процессоры для PC -- потенциально неисчерпаемый рынок.

Тогда-то Intel и AMD поссорились, и началась череда взаимных исков, которая с некоторыми периодами относительного затишья и переходами в побочные сюжетные линии продолжается и поныне. Intel не без оснований обвиняла AMD в краже интеллектуальной собственности, а AMD столь же справедливо выдвигала встречные иски в монополизации рынка и нарушении соглашений. Во многом из-за этих споров Intel была вынуждена в свое время сменить название х86-й серии на Pentium. Есть некая ирония в том, что осенью 1998 года Джереми Сандерсу была вручена награда имени Роберта Нойса за достижения в индустрии, и вручал эту награду ему Крейг Барретт, незадолго до того ставший президентом Intel.

486-й процессор был последним, из-за которого AMD пришлось сражаться в судебных инстанциях, при том, что большая часть кода была разработана AMD самостоятельно. А дальше компании стали конкурировать уже по-настоящему, разрабатывая собственные процессоры для одних и тех же секторов рынка. И хотя доля Intel на рынке персональных компьютеров в целом никогда не опускалась ниже двух третей, в ряде позиций AMD удавалось обогнать более мощного конкурента. Например, на пике «гонки за мегагерцами» в 2000 году ей удалось первой преодолеть порог в 1 ГГц, а в 2003 году -- выпустить Opteron, первый 64-битный процессор для ПК.

Лучшим годом для AMD, по всеобщему признанию, стал 2005-й. К тому времени Джереми Сандерс уже покинул корпорацию. Это случилось еще в 2000 году, и его преемник Гектор Руц, как видите, еще довольно долгое время достойно держал бразды правления. Пока не допустил крупнейший стратегический просчет, причем даже не один, а сразу два.

Первый касался выпуска многоядерных процессоров, где AMD решительно опоздала, уступив в 2006 году первенство интеловским Core 2 Duo. Второй оказался еще серьезнее: AMD совершенно прозевала бум мобильных устройств, в частности нетбуков. Когда первый ASUS Eee PC 701 попал на прилавки в конце 2007 -- начале 2008-го, у Intel уже была почти готова платформа Atom, как будто специально разработанная для таких устройств. У AMD же конкурирующая платформа Yukon не готова до сих пор. Такое опоздание, да еще и в условиях кризиса, не оставляет AMD никаких шансов занять достойное место в этом секторе.

Конечно, компания никуда не исчезнет. В крайнем случае ей предстоит реструктуризация, уже под руководством Дирка Мейера, одного из разработчиков процессоров Athlon, который стал президентом AMD в 2008 году. Слишком долгое развитие рынка процессоров обусловливалось противостоянием Intel vs AMD. Будет обидно, если эта борьба закончится тривиальным поражением одного из противников.





Подготовлено совместно с iToday.ru

Юрий РЕВИЧ, iToday.ru -- специально для "Время новостей"