Время новостей
     N°74, 29 апреля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.04.2009
Проблема в горшке
Маленькое дерево бросает тень на визит японского премьера в Китай
Сегодня японский премьер Таро Асо (на снимке) на два дня приедет в Китай с намерением обсудить с председателем КНР Ху Цзиньтао и премьером Вэнь Цзябао темы безопасности в регионе. Особое внимание будет уделено возобновлению шестисторонних переговоров по северокорейской ядерной проблеме. Токио стремится к жесткому разговору с Пхеньяном, японские власти требовали от Совбеза ООН принять резолюцию с осуждением северокорейского ракетного пуска 5 апреля. Однако Пекин и Москва настояли тогда на принятии сдержанного заявления председателя Совбеза. Они пояснили, что эскалация противостояния с КНДР не поможет возобновить переговоры, в которых Япония участвует наряду с Китаем, Россией, США и двумя корейскими государствами.

"Для Японии северокорейские ракеты -- вопрос очень серьезный, так как в случае кризиса она станет их первой мишенью, -- сказал «Времени новостей» российский японист Георгий Кунадзе. -- По этой причине Японии крайне необходимо понимание стран-соседей, в том числе Китая, в части ее желания создать эффективную противоракетную систему театра военных действий". Озабочена Япония ростом ядерного потенциала и самого Китая. Хотя Пекин говорит о его чисто оборонительном назначении, глава МИД Японии Хирофуми Накасонэ посетовал на днях, что Китай «продолжает модернизировать свой ядерный арсенал, не предпринимает никаких шагов к его сокращению и даже не дает на этот счет никакой информации».

Отношения Китая и Японии осложнены рядом чувствительных проблем, в частности спором о принадлежности архипелага Дяоюйдао (Сенкаку) в Восточно-Китайском море, чью богатую газом и нефтью акваторию они никак не могут поделить. Китайцы считают, что японский бизнес чересчур активен на Тайване, который был колонией японской империи в 1895--1945 годах. Китайские власти видят в этом попытку поддержать тайваньский сепаратизм, хотя Токио еще в 1972 году в совместной с Пекином декларации признал существование только «одного Китая».

Самое большое раздражение вызывают в Пекине посещения японскими политиками токийского храма Ясукуни. Китайцы рассматривают такие визиты как оправдание преступлений японских милитаристов в годы второй мировой войны. В синтоистском храме, по японским поверьям, покоятся души 2,5 млн «павших за императора» солдат. Дзюнъитиро Коидзуми, премьер Японии в 2001--2006 годах, там бывал регулярно. Это вызвало отмену двусторонних саммитов и пятилетнюю паузу в диалоге по безопасности, возобновленном лишь в марте этого года.

Асо, ставший премьером в сентябре 2008 года и вскоре приехавший в Китай, в храм этот не ходил, но 21 апреля передал в дар его служителям карликовое деревце бонсай. Вслед за этим ряд СМИ ошибочно сообщили о посещении Ясукуни премьером, что чуть не сорвало нынешний визит. Представитель МИД КНР Цзян Юй 23 апреля уклонилась от ответа на вопрос СМИ, состоится ли визит, заметив, что «правильное понимание истории -- это фундамент китайско-японских отношений». На следующий день китайский МИД подтвердил, что Асо, безусловно, приедет, но вновь предостерег Японию от «любых ошибочных действий», связанных с трактовкой истории.

Однако мировой кризис заставляет лидеров Японии и Китая сосредоточить главные усилия на борьбе с тревожными тенденциями в двустороннем торгово-экономическом сотрудничестве, процветавшем еще в 2008 году. Тогда товарооборот составил 266,4 млрд долл., увеличившись на 12,5% по сравнению с годом предыдущим. Однако лишь в марте этого года Китай, второй импортер японских товаров после США, закупил японской продукции почти на треть меньше, чем год назад. В июне в Токио пройдут двусторонние министерские консультации для выработки согласованных контрмер. Их план как раз и должны утвердить японский гость и его китайские собеседники. Г-н Кунадзе по этому поводу заметил "ВН", что «договориться насчет увеличения импорта можно на уровне деклараций, но конкретный механизм их реализации, да еще в ущерб экономической целесообразности, представить трудно».

Сокращение экспорта в Китай настолько болезненно для Японии, что генсек ее правительства Такэо Кавамура (второе лицо в кабинете министров) выразил на прошлой неделе «глубокое беспокойство» по поводу планов Пекина ввести с мая этого года новую систему сертификации импортируемых информационных технологий. Он посчитал важным поднять этот вопрос в Пекине. По мнению эксперта "ВН", японцы «заподозрили китайцев в намерении защитить своих производителей нетарифным барьером». Ожидать согласия можно лишь в вопросе борьбы с распространяющимся из Мексики свиным гриппом, при том, что у японцев есть свои нарекания к качеству импортируемого китайского продовольствия.

Александр САМОХОТКИН