Пока всеобщее внимание
было приковано к выборам мэра Сочи, муниципальные выборы прошли еще в одном кавказском городе, уже в силу своего расположения очень важном для российского юга. Североосетинская столица Владикавказ -- ворота в признанную Россией Южную Осетию и витрина и "передний край" стабильности на рубеже все еще неспокойных Ингушетии, Чечни и Дагестана. С поздней осени прошлого года Владикавказ фактически оставался без органов власти. В воскресенье там было избрано новое городское собрание.
Предыдущее горсобрание избиралось вместе с Государственной думой в декабре 2007 года, и выборы не обошлись без скандала. Хотя подавляющее большинство мест заняла "Единая Россия", выяснилось, что внутри партии на городском или даже на республиканском уровне есть две непримиримые фракции. Вновь избранный депутат Госдумы единоросс Арсен Фадзаев, которому "паровоз" республиканского списка -- глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров уступил свое место в федеральном парламенте, выдвинул свою кандидатуру и на городских выборах. Вместе с г-ном Фадзаевым выдвинулось еще несколько кандидатов-одномандатников, которые ставили своей задачей замену мэра города Казбека Пагиева.
Казбек Пагиев был мэром города с 2002 года, то есть оказался на своем посту задолго до утверждения нового президента республики в 2005 году. Когда в Северную Осетию приехала следственная группа Генпрокуратуры, расследовавшая финансовые злоупотребления республиканских чиновников, г-н Пагиев был временно отстранен от дел, но потом благополучно вернулся в офис. Сейчас уже трудно достоверно оценить уровень и эволюцию взаимоотношений между Таймуразом Мамсуровым и Казбеком Пагиевым, но инициатива г-на Фадзаева главу республики явно рассердила. Тем не менее в горсобрании образца декабря 2007 года единороссы все-таки оказались разбиты на две ярко выраженные фракции.
В феврале 2008 года они тем не менее избрали Казбека Пагиева своим председателем и сохранили за ним высшую городскую власть. Но к этому моменту и сам г-н Пагиев уже не горел желанием оставаться в этой должности. Он стал просить об отставке и получил ее в октябре 2008 года, перейдя в правительство республики на пост вице-премьера. Но и там он проработал недолго -- 26 декабря 2008 года он написал заявление об уходе. 30 декабря отставку принял глава республики. А 31 декабря Казбек Пагиев был убит.
Ровно за месяц до его ухода из республиканского правительства, 26 ноября 2008 года, был убит Виталий Караев -- мэр Владикавказа, который по действующему муниципальному законодательству был нанят городом как главный управленец. К этому моменту горсобрание уже самораспустилось, не найдя консенсуса по кандидатуре нового председателя. Единственным воплощением власти во Владикавказе остался бывший первый заместитель мэра Майран Тамаев, который стал исполняющим обязанности и тоже пережил попытку покушения.
Несмотря на серьезные успехи следствия, которое вроде бы достаточно убедительно выявило исполнителей этих резонансных преступлений, в самом Владикавказе не особенно верят в то, что изобличены и наказаны будут все виновные.
В городе существует версия, согласно которой и оба убийства, и прошлогоднее стремление г-на Пагиева оперативно свернуть свои дела во вверенном ему городе связаны с катастрофической путаницей в области прав на городскую недвижимость. Еще в конце 2007 года североосетинские власти получили предложение об открытии во Владикавказе сборочного производства микроавтобусов "Хендай". Ни одна из имеющихся индустриальных площадок не подошла, а когда республиканские чиновники стали искать другие площади, выяснилось, что колоссальные участки земли в городе сданы в долгосрочную аренду по абсолютно символическим ценам.
Республиканские юристы начали, по-видимому, расторгать незаконные договоры, но к этому моменту арендуемые участки обросли домами, магазинами и офисами, которых владельцы совсем не хотели лишаться. С учетом горячих кавказских нравов уже в этот момент можно было предположить, что без стрельбы не обойдется. За убийствами конца 2008 года многие местные наблюдатели увидели то, что в России принято называть "спором хозяйствующих субъектов".
Как бы то ни было, новое городское собрание, как ожидают, даст Владикавказу возможность вновь обзавестись законными органами власти. А республиканским чиновникам -- возможность более или менее спокойно и без лишней спешки разобраться в том, что на самом деле происходит в городской бухгалтерии и кадастре. Собеседники "Времени новостей" в администрации главы Северной Осетии, довольные спокойным ходом воскресных выборов, предположили, что председателем нового городского собрания и главой муниципального образования Владикавказ станет Белла Икоева, которая до этого возглавляла местное отделение Пенсионного фонда. Эта кандидатура уже давно была согласована с федеральными инстанциями "Единой России", и теперь почти нет оснований сомневаться в том, что она будет утверждена. Кого город наймет в мэры, пока неизвестно -- возможно, этот выбор будет сделан не сразу.
Большинство мест в новом горсобрании традиционно заняла "Единая Россия". Кроме того, есть четыре коммуниста и по два представителя от ЛДПР и "Справедливой России". Большинство "ЕР" больше не страдает от внутрипартийных разногласий: в нем больше нет ни "фадзаевской", ни "пагиевской" команды. Зато глава республики может, похоже, быть уверен в лояльности городских представителей.
Некоторые из бывших членов собрания сетуют на противозаконность самого перехода к выборам городских депутатов исключительно по партийным спискам. Реформа произошла в момент, когда горсобрания в городе не было, хотя теоретически такое решение не могло быть принято без согласия самих депутатов. Но североосетинский избирком находчиво ссылается на письма избирателей, которые якобы просили избавить их от надоевшего аттракциона одномандатных округов.