Время новостей
     N°73, 28 апреля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.04.2009
Вузам посоветовали
Госдума предлагает узаконить органы студенческого самоуправления
Депутаты Госдумы решили поспособствовать развитию студенческого самоуправления. Вчера комитет нижней палаты по образованию обсудил законопроект, поступивший в Думу в минувшую пятницу, -- речь идет о поправках в законы об образовании и высшем образовании, согласно которым к началу нового учебного года в российских вузах должны быть образованы студенческие советы. Задача этих представительных органов, по замыслу разработчиков поправок, будет состоять в защите интересов учащихся.

Нынешнее законодательство об университетах упоминает такие формы вузовского самоуправления, как попечительский совет, общее собрание, педсовет и т.п., но в законах ничего не говорится о самоуправлении обучающихся, подчеркивают в приложенной к законопроекту пояснительной записке авторы документа: вице-спикер от «Единой России» Вячеслав Володин, его однопартийцы -- глава комитета по образованию Григорий Балыхин и член комитета по делам молодежи Максим Мищенко, а также член фракции ЛДПР Татьяна Воложинская. В тех вузах, где органы студенческого самоуправления все же созданы, «они нередко выполняют исключительно формальную функцию и, по существу, не влияют на принимаемые управленческие решения», отмечают депутаты. В связи с этим законодатели предлагают дополнить одну из статей закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» положением, «устанавливающим необходимость» прописывать в вузовском уставе компетенцию, порядок формирования и организации студсоветов. Таким образом, как полагают авторы законопроекта, «обучающиеся» будут реально вовлечены в управление образовательными учреждениями.

Впрочем, надо отметить, что и нынешнее законодательство допускает некоторое привлечение представителей студенчества к решению управленческих вопросов: делегаты от учащихся могут участвовать в конференции по выбору ректора вуза (правда, последнее слово все же остается за Минобрнауки). К тому же во многих вузах еще с 90-х годов действуют студенческие профсоюзы, большая часть которых сейчас входит в Российскую ассоциацию профорганизаций студентов (РАПОС) -- по словам руководителей этой структуры, профячейки действуют в 328 вузах.

Как пояснил «Времени новостей» один из авторов законопроекта и давний пропагандист идеи студсоветов Максим Мищенко, новые органы самоуправления не посягают на сферу деятельности профсоюзов (хотя сам институт профессиональных союзов студенчества, существующий только в России, представляется депутату странным, ибо «студент -- это не профессия»). «Профсоюзные организации действуют в вузах достаточно давно, и многим из них за это время удалось удачно взаимодействовать с руководством высших школ, -- заметил г-н Мищенко. -- Но сейчас зачастую профсоюзы возглавляются теми же людьми, что и в 90-е, что вызывает недовольство «молодой поросли», которая ищет новые формы». Молодежная политика в вузах монополизирована, посетовал депутат. Студенческие советы, которые де-факто существуют, в том числе во многих столичных вузах и даже на отдельных отделениях (например, в МГТУ им. Баумана и на философском факультете МГУ), из-за своего неопределенного статуса находятся под дамокловым мечом -- в любой момент «руководство может их запросто «убрать». Если же поправки будут приняты в течение весенней сессии и вступят в силу 1 сентября нынешнего года, студсоветы узаконят -- упоминания о них в обязательном порядке включат в вузовские уставы, а статус органов самоуправления будет утверждаться учеными советами высших школ и студенческими конференциями.

Судя по словам г-на Мищенко, студсоветы -- и в нынешнем своем «полузаконном» качестве, и после принятия поправок в закон об образовании -- вряд ли могут стать «головной болью» для ректоров. Как пояснил депутат, если студенческие профсоюзы занимаются (точнее, должны заниматься) в основном «социалкой», поддержкой малоимущих учащихся и т.д., то сфера компетенции студенческих советов -- «учеба, отдых и спорт». «Студсоветы помогают сильным, профсоюзы поддерживают слабых», -- пояснил Мищенко различие между двумя формами самоуправления учащихся.

Михаил МОШКИН
//  читайте тему  //  Реформа образования и науки