Время новостей
     N°73, 28 апреля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.04.2009
О нас позаботились
Людоеды, слоны и преступники в дне французской анимации в «Актовом зале»
В воскресенье в культурном центре «Актовый зал» устраивали день французской анимации -- два сеанса короткометражек, снятых в последние два-три года. Работы знаменитостей и даже парочки классиков вроде Поля Гримо или Рене Лалу соседствовали с дипломными фильмами выпускников французских анимационных школ, репутация которых очень высока. В сущности, авторские фильмы во всем мире и имеют возможность снимать только знаменитости (в промежутке между работами на коммерческих проектах) или студенты. Все прочие аниматоры, закончив учение, тут же встают к мультконвейеру по изготовлению телесериалов или полного метра и считают, что повезло, если удается попасть на хорошую студию. Французское анимационное образование числят среди сильнейших в мире, выпускники, особенно те, что выучились в школах, где сделан акцент на трехмерную анимацию, вроде Supinfocom, тут же разлетаются по всему миру, прежде всего на гигантские американские студии вроде DreamWorks (это я к тому, что утечка профессионалов не только российская проблема).

Судя по программам дня французской анимации, работы юных французских режиссеров и художников вполне достойно смотрятся на фоне мэтров, и если им не хватает глубины, то по части «картинки» и парадоксальности сюжетов они сравнение выдерживают. Например, фильм «Бабочка», снятый в живописной китайской манере, рассказывает, как малышам задали нарисовать бабочку, и мальчик подсматривает за соседкой, у которой так здорово получается рисунок. Оказывается, девочка садится на бумагу голой попой, измазанной в краске, но когда мальчик берется это повторить, вместо бабочек у него получаются стрекозы. Анекдоты студентам удаются: в фильме «Мертвая зона» истерический грабитель и убийца так удачно попал в мертвую зону видеонаблюдения, что полиция решила, будто кровавое побоище в магазине устроила полуслепая старушка. А в фильме Versus противостояние двух армий, последовательно уничтожающих друг друга с лихостью компьютерных игр, как выясняется, происходило на мячике для гольфа. Иногда студенческие фильмы -- даже не истории, а просто зарисовки с демонстрацией полученных в школе умений, но умения эти так впечатляющи и поданы столь остроумно, что захватывает дух. В трехминутном фильме «Семь тонн 2» (вероятно, был какой-то первый) показывается, как слон входит в спортивный зал, залезает на батут и начинает прыгать, взлетая все выше и выше, кувыркаясь в воздухе и проделывая прочие кульбиты, а потом, как заправский спортсмен, сходит со снаряда и спокойно выходит из зала. В этом не было бы ничего удивительного, если бы кино не было нарисовано в технике трехмерной анимации, создающей ощущение, что перед нами настоящий слон, который взлетает на какую-то невероятную, цирковую высоту, размахивая ушами, как Дамбо из классического диснеевского мультфильма.

В «нешкольной» части программы тоже было на что посмотреть: показали и прелестную, сентиментальную «Позвоночную историю» Жереми Клопена, каждый следующий фильм которого берет все больше призов. Это сказка о человеке с искривлением позвоночника, вынужденном все время ходить буквой Г, разглядывая свои ботинки, но мечтающем о любви. И о том, как ему удается соединиться с девушкой, чей позвоночник тоже согнут, только она ходит с задранной головой и весело смотрит в небо. Стильная, очень «французская» «Мельница» Флориана Турэ рассказывала о деревне, в которой жизнь подчинена движению мельничных лопастей, -- только тогда, когда они вертятся, люди живут, а когда ветра нет -- замирают. Путник влюбляется в местную девушку и решает срубить подпорки у ненавистной мельницы, вызывая гнев ненадолго ожившего селения. Но мельница, к счастью, падает в реку, и теперь вода всегда будет крутить ее крылья, что позволит жителям не останавливаться. Уморительно смешной и одновременно страшноватый «День людоеда» Анны-Лоры Даффи и Лео Маршана ловко совмещает корявый, полудетский рисунок и натуральные фотографические фоны. Тут пародийная история развивается как детектив: речь идет о людоеде, который мечтает на свой «профессиональный» праздник приготовить себе к обеду парочку вкусных детей (возможные рецепты ему постоянно сообщает бодрый диджей «людоедского» радио). Множество дополнительных перипетий связано с тем, что в погоне за девочкой бедолага выбил себе зубы, а денег нет, и дантист без денег не работает. Дальше о том, что зубы ему все-таки удается сделать (зубная фея кладет ему, как шестилеткам, под подушку монетки вместо выпавших зубов), а соседка, за которой людоед ухаживает, просит присмотреть за своими детьми. Режиссеры практически до последней минуты держат зал в напряжении, намекая, что герой все-таки приготовил из шалунов десерт.

Из знаменитостей, кроме классиков, о которых я уже говорила (кстати, фильм автора «Властелинов времени» Рене Лалу «Улитки», хоть и снят в 1965-м году, смотрится весьма современно), в программе была картина Флоранс Мьель «Белые птицы, черные птицы» -- столь эффектно живописная, что дидактичность сюжета уходила на второй план. Оптимистический клип создателя «Трио из Бельвилля» Сильвена Шоме «Все в порядке!», сделанный для вокальной группы TSF, казался радостью в чистом виде, хотя там беспечных певцов забирали в полицию, а потом даже отправляли на гильотину. А о прошлогоднем номинанте на «Оскара», фильме Сумуэля Турне «Даже дураки попадают в рай» (который у нас ошибочно переводят как «Даже голуби попадают в рай»), я думаю можно не рассказывать -- все, кто любит анимацию, эту фантастическую историю о корыстолюбивом священнике, решившем продать простоватому дедку самодельный рай по сходной цене, уже видели.

Ну и, конечно, нельзя не сказать о «русском следе» в рамках дня французской анимации: о фильме «Низенький принц» Зои Трофимовой. У одной из лучших французских студий, «Фолимаж», знаменитой именно своим авторским кино, есть особая программа La Residence для приглашенных режиссеров. Именно в ней когда-то Константин Бронзит снял свой самый смешной и знаменитый фильм «На краю земли» (по одной из французских версий входящий в список 100 лучших мультфильмов всех времен). Благодаря этой программе шесть лет назад и Зоя Трофимова, сделавшая в России как художник уже несколько отличных картин, сняла режиссерский дебют -- историю о мальчике, потратившем целый день на то, чтобы оттереть черное пятно на солнце. А в конце оказывается, что на другой стороне его маленькой планеты включен кран, откуда на солнце капает черная дрянь, похожая на нефть, и значит, солнце всегда будет вставать грязным.

Зоя Трофимова вместе со своим мужем Юрием Черенковым, тоже снявшим чудесный фильм «Большая миграция» в программе La Residence, давно живет во Франции и снимает французское кино. Жалеть об этом не стоит: в конце концов какая разница, кто где живет, а Черенков с Трофимовой продолжают сотрудничать с российскими студиями -- в последней порции сказок «Горы самоцветов» был и их фильм «Никита Кожемяка». Грустно другое: поддержанная французским культурным центром программа дня французской анимации полностью собрана из большого пакета короткометражек Resolument animes, предоставленной министерством иностранных дел Франции. Это около шестидесяти авторских фильмов, специально подготовленных государственной программой по продвижению французской анимации за границей. И грустно, разумеется, не то, что французам небезразлично, смотрят ли в мире их некоммерческую анимацию, а то, что у нас организовать что-то подобное с российской анимацией, кстати, тоже собирающей немало фестивальных призов, никому не приходит в голову. Какое «за границу», когда наши новые фильмы даже в Калуге никто не видел, не говоря уже о Петропавловске-Камчатском.

Дина ГОДЕР
//  читайте тему  //  Кино