|
|
N°73, 28 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хуже может быть
Минпромторг прогнозирует падение продаж автомобилей в России уже на 60%
Кризис повлиял на покупательную способность большинства россиян. Как и предсказывали эксперты, продажи автомобилей в этом году стремительно падают. Вчера замглавы Министерства промышленности и торговли Андрей Дементьев на экспертном совете по вопросам автомобильной промышленности в Госдуме сообщил, что в 2009 году продажи легковых автомобилей в стране снизятся на 60% по сравнению с 2008 годом, тогда как в декабре министерство прогнозировало спад на 40%. Как пояснил г-н Дементьев, прогноз пришлось корректировать по итогам первого квартала, далеко не самого лучшего в истории отрасли. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2008 году в России было продано 2,92 млн машин, и если прогноз Минпромторга сбудется, то в текущем году будет реализовано только 1,16--1,46 млн машин.
Как сообщает Минпромторг, рынок легких коммерческих автомобилей ждет более слабое падение -- 50%. Его может спасти даже господдержка, которая должна обеспечить в этом году закупки около 250 тыс. автомобилей.
Западные эксперты подсчитали, что российский автомобильный рынок и промышленность страдают от влияния финансового кризиса сильнее, чем рынки и производство в других странах с растущей экономикой. «Из стран с растущими рынками кризис затронул российский автомобильный рынок сильнее всего», -- сказал РИА Новости германский эксперт, профессор университета Дуйсбург-Эссен Фердинанд Дуденхеффер. «В то время как в Китае продажи автомобилей за последние три месяца выросли на 5%, в Индии наблюдается некоторый рост, и в Бразилии продажи держатся на сравнительно хорошем уровне, российский рынок сократился на 40%», -- уточнил он.
По мнению эксперта, автомобильный рынок в России, как и в других странах, едва ли сможет стабилизироваться в ближайшие два года, которые будут для страны очень трудными. Как будто в унисон, Минпромторг спрогнозировал в этом году сокращение выручки практически всех отечественных производителей. Так, говорится в докладе ведомства, подготовленного по результатам анализа ситуации на системообразующих предприятиях автомобильной промышленности, сокращение выручки «АвтоВАЗа» в 2009 году составит 4,3%, до 153,2 млрд руб. Продажи компании упадут на 25,3%, до 640 тыс. автомобилей, при этом объем производства по итогам 2009 года сократится на 37,4%, до 590 тыс. машин, а остатки техники на складах уменьшатся на 62,7%, до 50 тыс. автомобилей.
Выручка ГАЗа, по данным Минпромторга, может упасть на 41%, до 85 млрд руб., а продажи -- на 27,7%, до 156,97 тыс. автомобилей. Сейчас задолженность автопроизводителя составляет порядка 45 млрд руб., и компания всеми силами пытается добиться отсрочки платежей. Впрочем, не со всеми поставщиками удается мирно решить разногласия. Так, Новолипецкий меткомбинат (НЛМК), пообещавший ранее обанкротить группу ГАЗ, подал иск в арбитражный суд Липецкой области к автопроизводителю на 1,16 млрд руб. Предварительные слушания назначены на 19 мая. Глава НЛМК Владимир Лисин говорил в марте, что ГАЗ задолжал его компании 1 млрд руб., и, характеризуя взаимоотношения сторон, тогда заявил: «Поставок нет, задолженность не ликвидируется, придется банкротить». Однако основной собственник завода Олег Дерипаска в свою очередь отметил, что ГАЗ не будет обанкрочен и постепенно вернет долги. В середине апреля ГАЗ отчитался, что увеличил выручку в первом квартале и сократил тысячи рабочих мест. А 21 марта за автопроизводителя вступился губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, который рассказал о планах завода выйти в июне на уровень безубыточности производства автомобилей «Газель» -- 5 тыс. машин в месяц.
Лучше всех, судя по прогнозам Минпромторга, чувствуют себя пока Sollers и КамАЗ. Снижение выручки Sollers министерство характеризует как незначительное -- 0,5%, до 65,5 млрд руб. Продажи же компании в этом году упадут на 11,6%, до 113,5 тыс. автомобилей. На КамАЗе министерство спрогнозировало рост выручки на 10%, до 97 млрд руб., а продаж -- на 7,6%, до 51,21 тыс. автомобилей.
Вчера стало известно, что Татария в рамках выделяемых правительством РФ субсидий планирует приобрести автомобили КамАЗа и Sollers на 1,3 млрд руб. Так, по словам министра экономики республики Марата Сафиуллина, будет закуплено 387 автомобилей КамАЗа и 517 автомобилей Sollers.
Ирина ЦЫРУЛЕВА