Калининградской семье по требованию Пенсионного фонда РФ пришлось избавиться от буквы «ё» в своей фамилии, чтобы получить материнский капитал, столь нужный для погашения части ипотечного кредита.
В эту непростую ситуацию попала семья достаточно известного в Калининградской области человека -- директора администрации национального парка «Куршская коса» Евгения Снегирева. Г-н Снегирев сумел добиться
сноса признанных судом незаконными особняков, принадлежащих влиятельному местному бизнесмену, на территории заповедника. В самый западный регион РФ он приехал два года назад из Москвы, где в Минприроды работал замначальника пресс-службы. До этого жил и трудился журналистом в Перми, там в начале 2000-х и женился. Его супруга Юлия, взяв фамилию мужа, стала Снегиревой, а при смене паспорта (по достижении необходимого возраста) оказалась по воле паспортистки Снегирёвой.
На появившуюся в документе букву «ё» муж с женой внимания не обратили, посчитав, что две лишние точки никакой роли не играют. Они и предположить не могли, что в будущем небрежность клерка и собственная невнимательность поставят их в затруднительное положение.
В марте в семье Евгения и Юлии родилась вторая дочь. Супруги подали документы на получение материнского капитала (почти 300 тыс. руб.), которым хотели погасить часть ипотечного кредита. Соответствующий договор был заключен и зарегистрирован заранее. Но не тут-то было. Оказалось, что с точки зрения буквы закона (именно буквы, а не духа) Юлия Снегирёва не мать своим дочкам -- Нине и Марине Снегиревым. Из-за точек над «ё», как заявили молодой семье в Пенсионном фонде, фамилии у них разные. А потому с материнским капиталом ничего не получится.
«Нам предложили поменять документы. Но это легко сказать, да непросто сделать. Паспорт жене выдавали в Перми -- неужели ей придется лететь туда с грудной малышкой на руках? А если переписывать свидетельства о рождении дочерей, то это тоже проблематично -- документ на старшую мы получали в Москве», -- говорит Евгений Снегирев, неожиданно оказавшийся в тупике.
Когда неординарным случаем заинтересовались СМИ, казусом решили вплотную заняться в Пенсионном фонде, вновь изучив документы. «Но прыгнуть выше головы мы не можем, закон здесь одинаков для всех и подлежит исполнению каждым. Снегирева и Снегирёва -- это разные фамилии. Выдать материнский капитал мы не имеем права», -- сказал «Времени новостей» представитель фонда.
Г-н Снегирев настаивал на том, что его супруга получила две дополнительные точки к своей фамилии не по собственной воле. Их поставили в паспортно-визовой службе. Значит, представителям государства и надо бы между собой уладить этот вопрос, не втягивая в него граждан.
В Перми, откуда Евгений и Юлия родом, заметим, создавать проблемы из-за буквы «ё» считается, видимо, в порядке вещей. Несколько лет назад жительница Перми Татьяна Тетёркина лишилась российского гражданства только потому, что в миграционной службе при выдаче паспорта написали ее фамилию через «е». Сотрудники службы объясняли, что на клавиатурах их компьютеров просто нет буквы «ё». Женщине пришлось дойти до прокуратуры, чтобы вновь получить гражданство РФ.
Снегиревы от общения с прокуратурой были избавлены. «Хотя я всерьез опасался, что теперь нам могут сказать: вы, мол, не муж и жена, и дети это не ваши, раз фамилии разные! А как же дети без родителей?» -- рассказывает г-н Снегирев. Сотрудники калининградского отделения Пенсионного фонда были настолько любезны, что договорились с местными правоохранителями, и те согласились выдать Юлии Снегиревой новый паспорт за сутки, лишив ее двух злосчастных точек. Пошли навстречу и в отделении юстиции, пообещав оперативно внести изменения в ипотечный договор.
«Нам еще, можно сказать, повезло. А сколько других россиян мучаются из-за буквы «ё» и ведомственной неразберихи, небрежности одного клерка и чрезмерной бдительности другого? -- задается г-н Снегирев риторическим вопросом, одновременно пытаясь извлечь позитив из этой истории. -- То, что произошло с нами при получении маткапитала, мы сохраним как семейную легенду и будем рассказывать дочкам, когда они подрастут».
Для г-на Снегирева сложности с фамилией -- это, можно сказать, семейная традиция. В свое время его отец не мог получить тетушкино наследство лишь потому, что фамилия той в паспорте по какой-то неизвестной причине была написана через «и» -- Снигирева. Доказывать родство пришлось через суд, собрав множество свидетелей и предоставив даже семейные фотоальбомы.