|
|
N°73, 28 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Грохот палочек, то ближе он, то дальше»
В Петербурге прошел тринадцатый фестиваль авангардной музыки имени Сергея Курехина
Вместо обычных трех дней музыкальная программа фестиваля сократилась до двух, потому что гонорары артистам увеличились из-за роста курса евро к рублю. Впрочем, организаторы уверены, что по большому счету с фестивалем и Центром современного искусства им. Сергея Курехина ничего не произойдет: в последние годы команда СКИФа взялась делать еще два фестиваля -- "Этномеханику" (в начале осени) и "Электромеханику" (в конце осени). Уже известно, что одним из хедлайнеров на "Этномеханике" будет Александр Баланеску из Balanescu Quartet; знаменитый скрипач приедет с аккордионисткой Эвелиной Петровой представлять свой новый авант-джазовый проект. А на "Электромеханику" приедут недавно воссоединившая рэп-группа AntiPop Consortium из пула лейбла Warp, открывшего в девяностые добрую половину имен в электронике. Так что работа идет.
Несколько лет назад СКИФ после скитаний по городским площадкам переместился в кинотеатр "Прибой" на Васильевском острове -- на первом тамошнем фестивале организаторы не справились с управлением: выступления отменялись, переносились, задерживались, закрывалась третья ("клубная", как ее назвали) сцена --- от нее в конце концов отказались совсем. Но теперь, хотя в помещении "Прибоя" до сих пор безошибочно угадывается советский кинотеатр-ДК (вплоть до оставшихся табличек "Балкон, места 20--40"), полностью пропали накладки с расписанием. Это, конечно, никак не влияет на атмосферу -- кутерьмы и всеобщего гвалта. После сетов можно запросто пообщаться с музыкантами в очереди за пивом, свободно проходить в помещения для артистов на втором этаже, в главном зале во время перерывов толпа начинает петь песни из диснеевского "Винни-Пуха" и "Черного плаща", ближе к утру все последние ряды заняты спящими и т.д. При этом на тринадцатом фестивале не возникло неприятных инцидентов, разве что во время одного из выступлений на сцену выбрался потанцевать человек, которого охрана нехотя, чуть ли не извиняясь, спустила обратно в зал.
Да, программа сократилась на день, но нет ощущения, что стало меньше групп. У СКИФа нет драматургии, его не собирают как цельную конструкцию -- это кусочки из разных пазлов. Сегодня тут играет джаз, а завтра пляшут под техно. На СКИФе уживаются все: разряженная в пух и прах белорусская группа "Кассиопея" с инфантильно-психоделической музыкой (участники на время концерта называли друг друга "пчелками" и "котиками"); японский шумовик KK Null, участвующий в группе Ruins Alone со сбивчивым неподьемным хардкором; прыгучая бельгийка Кания Тиффер с агрессивно-мультяшными песенками; финны Shogun Kunitoki, играющие степенную музыку, в которой основные партии ведут два электрооргана; фанк-пересмешники из петербургской группы Otomoto и серьезные почвенники из Москвы "Общежитие"; школьницы, завучи и буфетчицы из "Модного дома Наташи Пивоваровой" и "Модельного агентства домохозяек Елены Шамаханской".
На нынешнем СКИФе основное внимание приковывали к себе барабанщики. Во-первых, Яки Либецайт, бывший участник главной немецкой краут-роковой группы Can, к нему после выступления выстроилась целая очередь с раритетами и винилами для автографов. Во-вторых, ударник из металлического дуэта Ovo, который стоя молотил по нехитрой установке, будто мясо рубил. В-третьих, виртуоз Тацуа Йошида из Ruins Alone, который переиграл бы любую драм-машину. В-четвертых, обаятельный музыкант из Deerhoof (один из хедлайнеров): во время выступления он перебил несколько палочек, а ближе к концу рассказал историю про то, как однажды Сергей Курехин приезжал в американский колледж, где учился Грег: там был запланирован мастер-класс, но Курехин просто предложил студентам заниматься импровизацией, а когда музицирование через час само сошло на нет, сказал, что "это было очень тупо". На следующий день Грег побывал на выступлении "Поп-механики" и увидел, какими бывают остроумные импровизации. Впрочем, зрелищные сольные выходы барабанщиков вряд ли можно назвать сколько-нибудь внятной тенденцией, это, само собой, просто стечение обстоятельств в рамках одного конкретного форума.
По состоянию на сегодняшний день СКИФ является неплохим европейским фестивалем. По масштабам он не занимает первых мест, да и по частоте упоминаний проигрывает своим аналогам, но по подбору артистов (которым занимается уже пятый год программный директор Наталья Подобед) из года в год остается на более чем достойном уровне.
Егор ГАЛЕНКО, Санкт-Петербург