|
|
N°72, 27 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ставки врозь
Эксперты не видят возможностей для снижения налогов
Любая ставка налогов выше ноля кажется бизнесу чересчур высокой, и каковы бы ни были антикризисные и посткризисные налоговые меры, вряд ли ими будут все довольны. К такому выводу пришли эксперты, обсуждавшие на заседании «круглого стола» антикризисную налоговую политику правительства.
"Потенциал для снижения налогов сегодня исчерпан, но в Думе сейчас обсуждается много налоговых новаций", -- заявила член налогового подкомитета Госдумы Наталья Бурыкина. В частности, налоговый подкомитет одобрил поправки, которые удваивают до 60 млн руб. размер оборота, при котором предприниматели могут использовать упрощенную налоговую систему. С такой инициативой выступил премьер-министр Владимир Путин 22 апреля на Всероссийском форуме малого и среднего бизнеса. Изменения позволят также переходить на «упрощенку» предприятиям, выручка которых за девять месяцев не превышает 45 млн рублей.
Кроме того, после одобрения премьера наверняка получат "второе дыхание" поправки об отмене кассовых аппаратов для малого бизнеса, надеется г-жа Бурыкина. «По налогу на добавленную стоимость дискуссия также не закончена: она не ведется в русле снижения налога, но мы должны продвинуться в вопросе ускорения возмещения этого налога», -- полагает депутат.
У бюджета сейчас нет возможности осуществлять дорогостоящие налоговые новации, соглашается эксперт Центра макроэкономического анализа и прогнозирования Елена Пенухина. НДС до кризиса давал бюджету до 30%, сейчас, в кризис, доля этого налога еще выше. Рисковать им -- значит рисковать бюджетом. С другой стороны, высокий НДС оказывает дестимулирующее воздействие на инвестиции, с третьей стороны -- система контроля за собираемостью этого налога чрезвычайно дорога.
В первую очередь нужно начать с реформы налогов для малого и среднего бизнеса: единый налог на вмененный доход превратился в дань, он ежедневно заставляет закрываться десятки малых предприятий, уверен глава экспертного совета комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Орлов. «Наша налоговая система находится в состоянии постоянного реформирования, и это ее естественное состояние», -- полагает г-н Орлов. "Но сейчас создается ощущение, что, говоря о налоговой реформе, Министерство финансов ставит задачу «выбить» из бизнеса все возможное", -- резюмировал он.
Любое изменение налогов -- это стресс для бизнеса, тем более, как показывает мировая практика, эффект от применения антикризисных налоговых мер оказывается ниже, чем от увеличения госрасходов на решение кризисных проблем, полагает ведущий эксперт экономической экспертной группы Александра Суслина. «Самый «стимулирующий» налог -- подоходный, но здесь уже улучшить ничего нельзя, ставка подоходного налога у нас и так одна из самых низких в мире. Потенциально стимулирующее воздействие на экономику окажет снижение налога на прибыль, которое уже произошло у нас с января с 24 до 20%. Но эффект наступит года через два, ведь низкий налог на прибыль -- это борьба за привлечение капитала», -- полагает экономист.
Возможности для снижения налогового бремени были, но они оказались упущены, считает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. «Еще осенью считалось, что Резервного фонда хватит на 15--20 лет, сейчас говорится, что хватит на два года. Реально же может хватить лишь на год, поэтому о снижении налогов речи сейчас быть не может, а только о повышении», -- говорит он. На введении плоской шкалы по единому социальному налогу бизнес потеряет 300 млрд руб., а реформа этого налога (она начнется в 2010 году, когда налог будет заменен взносами в социальные фонды, а с 2011 года размер этих взносов превысит действующую ставку ЕСН на 8%) придется на самое неудачное время, полагает г-н Николаев. «Если верны расчеты, что к концу года экономика начнет постепенно оживать, то получается, что мы сами себе продлеваем «удовольствие» от кризиса, ведь с 2010 года как раз стартует реформа ЕСН», -- напоминает аналитик.
Мы не упустили "тучное время" для налоговых инициатив, парировала Наталья Бурыкина. "Именно в период роста нефтяных цен с 2001 года началась радикальная реформа налогового законодательства, когда внимание уделялось именно стимулирующей функции налогов", -- сказала она. Налоговая реформа как раз и проводилась для того, чтобы придать налогам стимулирующую функцию: введена плоская ставка подоходного налога, регрессия по ЕСН, снижен налог на прибыль, отменены оборотные налоги и налог с продаж, оптимизировано налогообложение нефтяников, напомнила депутат. «Все элементы налоговой системы были выстроены правильно, в стране заработал бизнес, но другое дело, что и бизнес, и граждане научились потреблять, а когда грянул кризис, многие оказались перед сложными кредитными проблемами. Поэтому дело не в плохой налоговой системе, а в том, насколько быстро экономика выйдет из кризиса, тогда и самочувствие бизнеса улучшится», -- считает г-жа Бурыкина.
Ирина СКЛЯРОВА