|
|
N°71, 24 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Белорусский поворот
Лукашенко не потерпит контрреволюций и понуканий
Диалог Минска с Западом не приведет к смене курса белорусского руководства, заявил президент Александр Лукашенко, выступая вчера с ежегодным посланием к парламенту. «Некоторые думают, что вовлечение Белоруссии в те или иные процессы в Европе могло бы создать условия для замены существующего строя, даже для свержения Лукашенко», -- пояснил он свою мысль. Он тут же ответил этим "некоторым", что "ползучая контрреволюция" в Белоруссии не пройдет.
Лукашенко критически отозвался о выдвинутых Брюсселем условиях сближения Минска с Евросоюзом, среди которых либерализация избирательного законодательства, улучшение условий для деятельности партий и независимых СМИ: «Требуют от Лукашенко сменить законодательство, сломать избирательную систему, разрушить СМИ, отдать их оппозиции... Если нашу оппозицию выпустить в СМИ, то 95% населения от нее будут шарахаться, как от проказы». Часть белорусских оппозиционеров убеждена, что Запад должен согласиться на диалог лишь после кардинальных реформ в Белоруссии. По мнению Лукашенко, это дискредитирует его оппонентов: «Это не оппозиция, это просто враги народа... Имеет ли оппозиция перспективы в этом государстве, если она выступает против улучшения жизни людей?»
Александр Лукашенко так и не прояснил вопрос о своем участии в учредительном саммите «Восточного партнерства», который Евросоюз организует 7 мая в Праге. Приглашение туда белорусский президент получил на прошлой неделе, что вызвало эмоции среди европейских политиков. Глава нидерландского МИДа Максим Верхаген пообещал публично разоблачить Лукашенко в случае его появления на саммите. Руководитель комиссии чешского сената Властимил Сегнал, как сообщает белорусская служба радио «Свобода», заявил: «Еще не настало время, чтобы Лукашенко мог гулять по улицам Праги. Мы не должны позволить ему покинуть самолет».
Среди экспертов есть мнение, что дискуссия на эту тему была развернута для того, чтобы вынудить Лукашенко отказаться от участия в пражском саммите. Но президент дал понять, что не удручен нежеланием отдельных политиков пожать ему руку: «Ну не подашь, и не надо. Хочу ли я еще, чтобы ты подал мне эту руку?.. Если кому-то, хоть одному человеку, будет очень неудобно, что там будет представитель Белоруссии, не приглашайте нас. Мы не будем проситься». Президент недоволен попытками Запада увязать диалог с другой темой -- отказом Минска от признания независимости двух отколовшихся от Грузии республик. «Мол, если Белоруссия признает Южную Осетию и Абхазию, мы ее накажем. Так вы накажите Россию, она уже признала», -- с иронией заметил он.
Белорусский президент желает сохранить прежнюю самостоятельную политику и одновременно наладить отношения с Евросоюзом. По его словам, «Белоруссия находится в центре Европы» и потому «должна стать связующим мостом между Востоком и Западом». Интересы Белоруссии предполагают развитие диалога и с Москвой, и с Брюсселем, но ни от одного из партнеров Минск не потерпит, «когда нас будут понукать, когда нас, как скот, будут толкать в спину».
Комментируя эти заявления, директор Института стран СНГ, российский депутат Константин Затулин заметил, что Лукашенко все-таки «совершает поворот» и меняет политические взгляды: «Ныне очень неуклюже Белоруссия пытается балансировать между Западом и Востоком и думает, что в России этому не дадут должную оценку. Безусловно дадут».
Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск