|
|
N°71, 24 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Разрешите обратиться
Калининградские депутаты не рискуют принимать закон о послании губернатора без санкции главы региона
Парламент самого западного региона РФ вновь подступился к закону «О послании губернатора Калининградской области». Этот документ уже несколько раз разрабатывался и отклонялся. Потерпел неудачу и теперь, даже несмотря на федеральный пример -- по предложению президента РФ Дмитрия Медведева законодательно закреплен ежегодный отчет правительства перед Госдумой, и премьер Владимир Путин недавно держал слово перед депутатами нижней палаты федерального парламента. Калининградские парламентарии хотели бы, чтобы и перед ними выступил глава исполнительной власти региона Георгий Боос. Да вот только он пока не хочет...
Раньше калининградский губернатор с посланием перед местными депутатами и прочими «сливками» выступал исправно. Прежний глава области Владимир Егоров (экс-командующий Балтийским флотом) отчитывался трижды, говоря о достижениях и неудачах своей администрации. Неудач, разумеется, в губернаторских отчетах всегда было немного. Когда осенью 2005 года Калининградскую область возглавил бывший вице-спикер Госдумы Георгий Боос, на «посланческой» традиции был поставлен крест. Г-н Боос заявил, что с посланием Федеральному Собранию ежегодно выступает президент РФ, он определяет задачи на перспективу для всех, а пересказывать это своими словами смысла нет.
Взамен калининградский губернатор предложил бюджетное послание -- информацию о том, как регион будет жить в финансовом плане, без обсуждения внешнеполитического аспекта (весьма важного для Калининградской области, не имеющей границ с РФ и соседствующей со странами Евросоюза -- Польшей и Литвой). В октябре 2006 года г-н Боос впервые зачитывал свое бюджетное послание, все было обставлено весьма торжественно. А затем и эта практика как-то сама собой сошла на нет.
Дело, видимо, в том, что роль областной Думы при новом губернаторе стала постепенно снижаться. Дошло до того, что на думские заседания перестали ходить министры, посылая вместо себя заместителей. Региональный парламент отказался от некоторых своих важных полномочий (например, устранился от контроля за распоряжением областной собственностью), не возражал против «перетряхивания» Общественной палаты (большую роль при ее формировании теперь играет исполнительная власть региона), постоянно шел на уступки по другим вопросам.
В результате когда в Калининградской области стали возникать сложные ситуации, внимания на точку зрения парламента не обратили вовсе. Так случилось, например, с лечебным учреждением «Медсанчасть №1» -- ее, несмотря на протесты общественности, закрыли. Облдума просила исполнительную власть не доводить до крайности, найти выход, но думское обращение проигнорировали, и потом лечебница подверглась разграблению.
Депутаты постепенно стали понимать, что их любовь к областному правительству безответна. Их, разумеется, огорчило, что они оказались обмануты в своих самых светлых чувствах. То один, то другой единоросс (не говоря уж об оппозиции) стал высказываться в таком духе: неплохо бы, мол, чиновникам уйти от келейного принятия решений, советоваться с депутатами, слушать и слышать их предложения. Этот процесс практически совпал с прошлогодними инициативами, которые в своем первом ежегодном послании Федеральному Собранию озвучил президент РФ Дмитрий Медведев, -- в их числе и практика отчета федерального правительства перед Госдумой. Калининградские парламентарии, проводя после придания тем новациям законодательной силы «круглый стол», как-то робко заметили, что, мол, и нам бы неплохо вернуть послание губернатора.
Разработать закон рискнул лишь депутат Соломон Гинзбург («Правое дело»), автор того самого отмененного закона, на основе которого отчитывался губернатор Владимир Егоров. Помимо послания он предложил правительству делать отчет. Но документ, несмотря на федеральную «моду», получил отрицательный правительственный отзыв. В письме г-на Бооса в облдуму сказано, что инициатива противоречит местным законам, а публикация текста послания повлечет за собой траты из бюджета, которые не предусмотрены.
«Обращаюсь к друзьям в «Единой России»! Прошу не быть проводниками интересов чужой воли! Имитационная политическая система, которая не дает оппонентам проводить разумные законопроекты, нежизнеспособна. Надо быть честными, и если мы хотим критиковать губернатора, то лучше делать это лицом к лицу, а не в курилках», -- заявил во время думского заседания г-н Гинзбург. Он пообещал отказаться от своего авторства законопроекта, лишь бы его приняли. Ему возразил первый вице-спикер областной Думы Константин Поляков («Единая Россия»): «Из вашего проекта непонятно, что такое послание губернатора, а что -- отчет правительства. Кроме того, у нас до сих пор нет устава области. А забегать вперед, принимая перед ним такие законы, совершенно нелогично. Давайте подождем».
Единороссы выступили против законопроекта, им оппонировали коммунисты, члены ЛДПР и «Патриоты России». Финальную точку в обсуждении поставил председатель областной Думы Сергей Булычев, который сообщил, что депутаты, оказывается, в скором времени встретятся с губернатором Георгием Боосом (не фракция «Единая Россия», как обычно, а будут приглашены вообще все) и во время беседы смогут спросить его мнение насчет восстановления послания: «Мы сверим позиции по всем вопросам. И если будет такая необходимость, примем закон о послании хоть в мае».
Вадим СМИРНОВ, Калининград