|
|
N°70, 23 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мы знаем электричество в лицо
«Адреналин: Высокое напряжение» на экранах Москвы
Три года назад Чев Челиос (Джейсон Стэтем) упал с вертолета. Разбился -- но ожил под скальпелями азиатских торговцев органами, которые заменили его самое что ни на есть настоящее сердце на бомбу с часовым механизмом, которую надо все время подзаряжать с помощью подручных средств, среди которых такие аксессуары, что не всякий садомазохист рискнет использовать в своих игрищах.
Три года назад парочка простых и молодых ребят -- Марк Невелдайн и Брайан Тейлор придумали самый идиотский и одновременно крутой боевик десятилетия -- первый «Адреналин», про человека, которому для того, чтобы выжить, необходимо все время поддерживать в себе уровень напряжения, сравнимый с батарейкой «Энерджайзер». Идея сработала -- вечно неупокоенный Чев стал признанным любимцем публики. И даже неминуемая вроде бы гибель в конце первой серии не в состоянии оборвать его разрушительный марафон.
Фильм искрит -- точно так же, как самые забубенные из гонконгских боевиков середины 90-х годов, где ни один из создателей и участников и помыслить не посмел о правдоподобии и достоверности. Его снимали в основном на полупрофессиональные и бытовые камеры, вроде бы в первую очередь ради экономии, но на самом деле (можно биться об заклад) с чисто эстетическими целями -- чтобы весь этот «электропрохладительный кислотный тест» выглядел так же, как самое настоящее происшествие, ухваченное зевакой на свой портативный видеозаписывающий прибор. По-хорошему, место второму «Адреналину» не на широком экране, а на сайте вроде Youtube.com, где каждый желающий может вывесить свои наблюдения за окружающей действительностью. Нечто вроде скейтбордического видео или ролика негаданно попавшей в объектив драки в соседнем супермаркете. Не обошлось без чисто киноманских припеков -- вроде появления Дэвида Кэрродайна в виде совершенно невероятного азиата, этакого Билла (которого «убить...»), опустившегося ниже самого распоследнего плинтуса, или сцены единоборства, в ноль снятой с аналогичного эпизода фильма «Кинг-Конг против Годзиллы». Но это скорее мелочи. Самое главное здесь -- ничем не сдерживаемая, до предела энергичная, уверенная в своих силах громокипящая ерунда, бессмысленная настолько, что не в силах помочь ничего. Именно по подобным причинам взрывалась паровая машина в книге про Карлсона -- пресловутый «предохранительный клапан» просто не может выдержать подобного рода клинику. Хочешь не хочешь. А вспомнится фрагмент из чеховской «Степи», в котором «эхо подхватило его голос, понесло, и, казалось, по степи на тяжелых колесах покатила сама глупость». Чистая правда -- и про эхо, и про колеса (тяжелые, само собой), и про собственно глупость. Это совершенно потрясающее, дистиллированно идиотское зрелище, которое тем не менее радует куда больше, чем все оскаровские номинанты последнего времени вместе взятые. Джейсон Стэтем, борец и клоун в одном обаятельнейшем и мужественном лице, в очередной раз доказал, что героев боевиков у нас в данный момент раз-два и обчелся, а те, что все-таки существуют, вынуждены заниматься потрясающей белибердой, -- и делает это с удовольствием, с оттяжечкой, с лихим молодецким посвистом. Совсем недавно казалось, что с «Перевозчиками», где он выписывал фигуристские па на машинном масле и использовал собственный пиджак в качестве смертельного оружия, падать (или взмывать) категорически некуда. Но пределов настоящему совершенству нет. И второй «Адреналин» -- даже не синхрофазотрон, а самый настоящий андрогинный коллайдер -- доказывает это очевидно и невероятно. Как пальцем в розетку попасть.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ