|
|
N°70, 23 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Пусть Россия и США подадут Ирану пример»
США "закладывают основу" для будущих санкций против Ирана на случай, если тот откажется от взаимодействия с мировым сообществом, заявила вчера госсекретарь Хиллари Клинтон. Однако санкции не самый эффективный инструмент борьбы за ядерное нераспространение, полагает экс-гендиректор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Ханс Бликс. Он приехал в Москву для участия в рабочем заседании «Люксембургского форума» -- международной организации, объединяющей ведущих экспертов в области нераспространения ядерного оружия, ядерных материалов и средств доставки. Специалисты призвали Россию и США к скорейшему заключению нового договора по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ). О возможном влиянии сокращения вооружений на поведение Тегерана 80-летний шведский дипломат и политик Ханс БЛИКС, ныне возглавляющий независимую Международную комиссию по оружию массового уничтожения, рассказал «Времени новостей».
-- Обоюдное решение России и США сократить боеголовки не изменит тотчас иранскую или северокорейскую политику. Однако «пороговые страны» (группа государств, обладающих техническими возможностями для создания ядерного оружия и принявших политическое решение о его разработке. -- Ред.) чрезвычайно восприимчивы к риторике великих держав, к любым переменам дипломатического фона. Мировому сообществу станет проще воздействовать на Иран и Северную Корею, если Россия и США сами подадут им пример доброй воли. Ведь проблема еще и в том, что «ядерная пятерка», призывая Иран и КНДР к дисциплине, сама нарушает режим Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) -- в США и Великобритании продолжаются разработки новых видов ядерного оружия. Я знаю, что в знак протеста против этого лицемерия некоторые безъядерные страны, взявшие на себя обязательства в рамках ДНЯО, хотели бы выйти из договора, оставаясь при этом безъядерными.
-- Полагаете, ООН уже исчерпала свои возможности мирового судьи?
-- Совбез ООН призывал КНДР не производить запуски ракет, но та не отреагировала. СБ ООН предупреждал Иран, что в случае создания атомной бомбы тот будет представлять угрозу всеобщей безопасности. Другое дело, что Договор о нераспространении, участником которого является Иран, не запрещает работ по обогащению урана. А санкции, которые Совбез принимал под давлением США и Великобритании, у Тегерана вызывали лишь раздражение. Иран, который, как считают многие эксперты, уже вплотную подошел к созданию ядерного оружия и средств его доставки, внимательно следит за тем, куда движется американская политика. Обладание оружием массового поражения для него является вопросом национальной обороны, прежде всего от США. Если России и США удастся на переговорах сократить ядерные арсеналы, скажем, до полутора тысяч боеголовок, это в глазах Ирана станет фактором, усиливающим его собственную безопасность.
-- Как вы оцениваете нынешние усилия МАГАТЭ на иранском направлении?
-- МАГАТЭ было и остается надежным инструментом ядерного контроля. Это его инспекторам удалось в свое время обнаружить в Иране проектную документацию по адаптации ракет «Шихаб-3» (дальность полета 1,3 тыс. км. -- Ред.) для доставки ядерных боезарядов. Однако многие пытаются наделить агентство сверхъестественной силой, забывая, что оно не является политическим, экономическим или военным инструментом. Главное для инспектора МАГАТЭ -- быть объективным, сохраняя толику подозрительности.
Беседовал Борис ЮНАНОВ