|
|
N°70, 23 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Взятка в "Мускате"
Начался процесс над бывшим главным следователем СКП Дмитрием Довгием
В Мосгорсуде вчера начался процесс по скандальному делу бывшего начальника Главного следственного управления (ГСУ) СКП РФ Дмитрия Довгия, обвиняемого в превышении полномочий и получении взятки в 750 тыс. евро. Вместе с ним на скамье подсудимых оказался бывший сотрудник Главной военной прокуратуры (ГВП) Андрей Сагура, который, по версии следствия, был посредником при передаче денег. На первом заседании прокурор огласила перед коллегией присяжных фабулу обвинения, после чего адвокаты подсудимых заявили, что их подзащитные не признают вины и вообще, по их мнению, никакой взятки не было.
Примечательно, что хотя процесс и проходит в открытом режиме, но всех журналистов в зал не пустили под предлогом нехватки «сидячих» мест, которые заняли пропущенные вперед некие загадочные «зрители».
Прокурор Мария Семененко сообщила присяжным, что в сентябре 2006 года старшим следователем по особо важным делам Сергеем Чернышевым было возбуждено дело по факту хищения более 1 млн тонн нефти на 6,5 млрд руб. у компании «Томскнефть». Была начата доследственная проверка в отношении бизнесмена Рустама Валитова, который подозревался в отмывании похищенного и вскоре должен был превратиться в обвиняемого. Выяснилось, что в 2006 году он приобрел «Инвестсоцбанк» за 205 млн руб. По версии обвинения, узнав об этом от подчиненного, г-н Довгий захотел через посредников предложить бизнесмену «решить вопрос» об отказе в возбуждении против него уголовного дела. Для этого, как утверждает обвинение, он привлек своего друга, бывшего военного прокурора Андрея Сагуру. Впоследствии он, пояснила г-жа Семененко, встретился с Валитовым, и последний согласился передать деньги в два этапа -- аванс в 300 тыс. евро, а после вынесения постановления об отказе в возбуждении дела еще 450 тыс. евро.
Передача денег состоялась якобы в ноябре 2007 года и в феврале 2008-го. По версии следствия, которая основывается на показаниях самого Валитова, он передал бывшему прокурору первую часть суммы в ресторане «Мускат». Прокурор также отметила, что 31 января 2008 года было отказано в возбуждении уголовного дела против Валитова и в феврале ему вручили постановление. Тогда состоялась вторая встреча, на которой потерпевший передал Андрею Сагуре оставшиеся 450 тыс. евро. По версии следствия, как и первый транш, они дошли до конечного адресата.
Затем слово взяли адвокаты подсудимых. Защитник экс-главы ГСУ Юрий Баграев отметил, что намерен доказать отсутствие самого факта получения его клиентом взятки, а не убеждать присяжных в слабости доказательной базы государственного обвинения. Другой адвокат г-на Довгия -- Борис Кожемякин, отмечая неординарность данного дела, заявил, что «на скамье подсудимых в прошлом главный следователь страны». Он напомнил, что должность главы ГСУ СКП РФ Дмитрий Довгий занимал с 12 сентября 2007 года по 21 апреля 2008 года, тогда как преступные действия, описанные в обвинительном заключении, происходили в 2006 году. По мнению адвоката, уголовное дело в отношении его подзащитного было возбуждено в связи с «недобросовестным поведением ряда должностных лиц», но конкретных имен г-н Кожемякин не озвучил. Защитник Андрея Сагуры Роберт Зиновьев в свою очередь заявил, что обвинение «не выдерживает никакой критики» и является домыслами, «искажающими действительность». Он обратил внимание присяжных на то, что бывший глава ГСУ занимал свою должность с 12 сентября 2007 года, и просил присяжных сравнить эту дату с той, которая будет фигурировать в обвинении как дата, когда потерпевший Валитов принял решение дать взятку за отказ в возбуждении против него уголовного дела. Кроме того, адвокаты обоих фигурантов попросили суд предоставить подсудимым возможность дать показания в первую очередь -- до того, как свои доказательства начнет представлять обвинение.
«Также мы намерены заявить ходатайство, связанное с фальсификацией доказательств со стороны обвинения, незаконно добавленных в дело уже в процессе ознакомления с ним защитников», -- рассказал г-н Зиновьев после заседания. По словам адвоката, фальсификация заключается в том, что на трех протоколах, которые были оформлены 20 августа прошлого года, не было подписи Руслана Валитова о том, что он предупрежден об ответственности за дачу ложных показаний. Когда в ноябре они обратили внимание на это, спустя месяц подпись Валитова на них появилась. При этом адвокат Зиновьев отметил, что факт фальсификации легко доказуем, так как потерпевший, подписывая задним числом бумаги, сильно нажимал на ручку и след от его почерка хорошо пропечатался на документе, датированном 8 сентября, что было бы невозможным, если бы соответствующие записи действительно были бы сделаны в августе.
Кроме того, адвокат обратил внимание на то, что деньги, которые якобы предназначались Дмитрию Довгию, были действительно сняты с банковского счета женой Валитова, но сделано это было за несколько месяцев до назначения подсудимого начальником ГСУ. При этом, по заявлению адвокатов, в самом деле нет денег -- следователи так и не нашли 750 тыс. евро, которые якобы получил Довгий. Комментируя обвинение его подзащитного в незаконном обороте оружия (у Сагуры было найдено три патрона от наградного пистолета), г-н Зиновьев заявил, что следствие сделало это «для поддержания штанов», на случай, если с основным обвинением возникнут сложности. Адвокат отметил, что эти три патрона были признаны экспертами не боевыми, а спортивными.
Проблемы у г-на Довгия, считавшегося поначалу одним из ближайших соратников главы СКП Александра Бастрыкина, начались весной 2008 года. По итогам служебной проверки 21 апреля 2008 года он вместе с тремя подчиненными был отправлен в отставку. Проверка была инициирована после подачи рапортов двумя подчиненными главы ГСУ, которые обвинили его в получении взятки в 2 млн евро за освобождение под залог зампреда правления «Траст-банка» Олега Коляды, проходящего по делу об отмывании доходов руководством «Томскнефти». Еще 1,5 млн долл. г-н Довгий, как следовало из рапортов, якобы получил от директора компании «Петро-Юнион» Ильи Клигмана за развал уголовного дела против него.
Попытки Дмитрия Довгия восстановиться на работу через суд не увенчались успехом. Попутно он дал интервью, в котором заявил, что г-н Бастрыкин якобы заставлял его фальсифицировать дела. Но 18 августа уже сам г-н Довгий был арестован.
Анатолий КАРАВАЕВ