|
|
N°70, 23 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Тенденция к снижению роста"
Госведомства расходятся в сведениях о количестве безработных
Руководители Минздравсоцразвития продолжают удивлять оптимистичными взглядами на ситуацию на рынке труда. Министр здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова, уверявшая недавно президента в том, что в России «отмечается тенденция к снижению роста безработицы», вчера попыталась убедить в этом и лидеров Федерации независимых профсоюзов России.
Выступая на заседании генерального совета ФНПР, она, в частности, сообщила, что в марте и в первые две недели апреля прирост темпов регистрируемой безработицы составлял чуть больше 1%. В качестве сравнения г-жа Голикова привела данные за январь и февраль, когда число вставших на учет безработных выросло на 9%. По словам министра, такое замедление темпов явилось следствием антикризисных мер, предпринимаемых правительством на рынке труда, которые и стали основной темой доклада г-жи Голиковой. Так, большую роль сыграли региональные власти, начавшие реализацию госпрограмм, призванных стабилизировать положение с занятостью: на местах ведется «точечная работа» с теми предприятиями, работникам которых грозит увольнение, подчеркнула руководитель Минздравсоцразвития. При этом и в ходе самого выступления, и в последующих комментариях журналистам Татьяна Голикова дала понять, что, констатировав «торможение» роста безработицы, министерство пока не решается делать долговременные прогнозы.
Днем ранее, во вторник, Минздравсоцразвития опубликовало сведения о состоянии безработицы, собранные «Рострудом» -- федеральным агентством, входящим в структуру министерства. Мониторинг, проведенный «Рострудом», показал, что по состоянию на 8 апреля 2 млн 234 тыс. россиян, лишившихся работы, встали на учет в службе занятости. Заметим также, что эти данные, собранные Минздравсоцразвития и озвученные вчера г-жой Голиковой, расходятся со сведениями, которые представило другое федеральное ведомство -- «Росстат». Темпы роста «официальной» безработицы, судя по отчету статистиков, не снижаются, как и общая реальная численность безработных, которая рассчитывается по методике Международной организации труда. «Росстат» рассчитал, что за первый квартал нынешнего года количество безработных возросло до 7,1 млн человек, что составляет 9,5% экономически активного населения и на 40% превышает показатели безработицы за аналогичный период прошлого года. (При этом число вставших на учет безработных увеличилось на 42%.) К марту же, по данным «Росстата», число граждан, лишившихся работы, достигло показателя 8,8 млн человек (для сравнения: в январе общая безработица в России составляла 6,1 млн). Так что тезис о замедлении роста числа безработных представляется по меньшей мере спорным.
На вчерашнем заседании генсовета ФНПР профсоюзные лидеры огласили и результаты собственного мониторинга рынка труда. Он тоже пессимистичнее оценок Минздравсоцразвития. По словам заместителя председателя Федерации профсоюзов Нины Кузьминой, анализируя положение работников, нельзя забывать о росте латентной безработицы -- «отпусков без оплаты, в которые работников отправляют по инициативе работодателя, что является прямым нарушением трудового законодательства». «Мониторинг показывает нарастание тенденции к использованию неполной рабочей недели из двух-трех дней вместо объявления простоя на производстве», -- отметила г-жа Кузьмина. За неполную рабочую неделю согласно Трудовому кодексу полагается выплачивать две трети средней зарплаты, однако работодатель в большинстве случаев производит оплату за фактически отработанное время -- это 3/5 или 2/5 зарплаты, подчеркнула зампред ФНПР.
В свою очередь глава крупнейшего профобъединения России Михаил Шмаков заявил, что преодоление кризиса в системе трудовых отношений («без чего невозможен выход из экономического кризиса») нужно начать с пересмотра правовых основ этих отношений. В частности, заметил лидер ФНПР, в российской правоприменительной практике недостаточно учитываются требования конвенций МОТ и прочие международные трудовые нормы. Г-н Шмаков напомнил и о законодательной инициативе профсоюзников: ФНПР предлагает внести в Гражданский кодекс и закон о банкротстве «антикризисные» поправки, в соответствии с которыми компании-банкроты обязывались бы первым делом выплачивать своим работникам долги по зарплате и лишь после этого рассчитываться с налоговиками и кредиторами.
Михаил МОШКИН