Госдума сегодня рассмотрит во втором чтении законопроект, позволяющий проскользнуть в нижнюю палату представителям малых партий, не осиливших семипроцентный барьер на федеральных выборах, но сумевших набрать от 5 до 7% голосов избирателей. После принятия в первом чтении текст документа подвергся некоторой корректуре.
Напомним, что пустить нанопартии в парламент
рекомендовал президент Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года. Вносимые в действующее законодательство поправки предусматривают, что партии, набравшие на парламентских выборах от 6 до 7% голосов избирателей, получат два мандата. Попавшие в коридор от 5 до 6% могут рассчитывать на одно думское место. Как заявил полномочный представитель президента в Госдуме Гарри Минх, представляя этот законопроект во время первого чтения, депутаты от малых партий «будут иметь весь набор прав, которые имеют фракции в Госдуме, это будут такие микрофракции».
Выйти из «микрофракции» будет нельзя. Закон прямо запрещает представителям партий, набравших от 5 до 7%, входить в «большие» депутатские объединения. Сменить партийную ориентацию они могут, только если прекратит деятельность та партия, от которой они были избраны. Зато представители нанопартий в нижней палате имеют возможность образовать свое депутатское объединение. Просочившись в Думу, "меньшие братья" крупных политических сил, как и все парламентские партии, получают право не собирать подписные листы для регистрации своих кандидатов на выборах разных уровней, а также принимать участие в формировании избиркомов. А в период между выборами эти нанопартии не могут быть ликвидированы, даже если количество региональных отделений и численность партийных рядов упадут ниже установленного законом уровня.
Правка, внесенная в текст законопроекта к процедуре второго чтения, касается в основном смягчения формулировок норм, которые регламентируют права депутатов от нанопартий. В президентском варианте права таких депутатов «должны обеспечиваться наравне с представителями фракций». Это предполагает возможность выдвигать своих кандидатов на должности в Госдуме, выступать с трибуны, иметь необходимые для работы документы, входить в состав думских органов. Пройдя через горнило Думы, норма зазвучала значительно более расплывчато: теперь думцам из малых партий просто предоставляется «право предлагать».
Необходимость этой вроде бы незначительной правки корреспонденту «Времени новостей» разъяснил заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Это попытка найти формулировку, чтобы не предоставлять депутатам от малых партий всех квот, -- полагает эксперт. -- Фракции имеют квоты: например, после выборов 2003 года «Единая Россия» забрала себе все руководящие посты в комитетах, однако в 2007 году часть постов была вынуждена отдать. Есть квоты и на уровне заместителей председателей, также от каждой фракции выдвигается по вице-спикеру. А тут вся фракция -- один человек, он же не может быть одновременно и вице-спикером, и председателем комитета, и заместителем, и главой фракции».
Некоторые руководящие посты, кроме того, связаны с серьезными материальными льготами: кабинет большей площади, служебное авто представительского класса с личным водителем, дача. Вряд ли в планы авторов поправок входило до такой степени облагодетельствовать парочку нанопартийцев, получивших благотворительные мандаты.
«Вся суть этой президентской инициативы -- признание того, что семипроцентный барьер является завышенным, -- считает Алексей Макаркин. -- Признавать, что его введение было ошибкой, видимо, не хочется. Отсюда эта суррогатная норма -- льготы для партий, набравших больше 5%, то есть преодолевших старый заградительный барьер, находившийся примерно на среднеевропейском уровне».
Впрочем, проанализировав результаты последних думских выборов, легко убедиться в том, что даже барьер ниже 5% в сложившихся условиях мало что изменит. 2 декабря 2007 года из 11 партий в нижнюю палату прошли четыре, а остальные семь не набрали и 3%. С тех пор число партий уменьшилось вдвое, а новый игрок на политическом поле появился только один -- либеральная партия «Правое дело», которой г-н Макаркин прогнозирует результат выше 5% только «при очень благоприятной ситуации». Поэтому у рассматриваемой льготы для нанопартий адресатов на сегодняшний день нет. Остается ждать, что они появятся к следующим парламентским выборам в 2011 году.