«Обитаемый остров. Схватка» (Россия, 2009, Федор Бондарчук). Вторая часть масштабнейшего из российских кинопроектов последнего времени по мотивам романа братьев Стругацких.
Рецензию на фильм читайте во «Времени новостей» от 17 апреля. В ролях Василий Степанов, Юлия Снигирь, Петр Федоров, Алексей Серебряков, Сергей Гармаш, Гоша Куценко, Федор Бондарчук, Андрей Мерзликин, Михаил Евланов, Сергей Барковский и Максим Суханов.
«Харви Милк» (США, 2008, Гас Ван Сэнт). Ван Сэнт несколько неожиданно отвлекся от своих сложившихся в тенденцию трансцедентальных киномедитаций последнего времени («Джерри», «Слон», «Последние дни», «Параноид Парк») и сработал байопик о Харви Милке (Шон Пенн -- «Сладкий гадкий, «Таинственная река», «Однажды в Голливуде») -- первом публичном американском политике, в 1976 году вошедшем в состав правительства Сан-Франциско и объявившем о своей нетрадиционной сексуальной ориентации, а двумя годами позже застреленном прямо в здании муниципалитета. Не совсем обычный (все-таки Ван Сент явно не рядовой сборщик подобного рода капреалистических поделок), но изо всех сил старающийся быть таковым продукт: большая часть времени и сил уходит на тщательное восстановление обстоятельств места и времени и имитацию характерной милковской мимики. Фильм тем не менее смотреть надо -- хотя бы для статистики: «Харви Милк» получил сразу два «Оскара» из восьми возможных -- они достались Пенну как лучшему исполнителю главной мужской роли и Дастину Лэнсу Блэку за лучший оригинальный сценарий. Также в ролях Джош Бролин, Эмиль Хирш, Джеймс Франко, Диего Луна, Виктор Гарбер, Элисон Пил, Брендон Бойс, Стивен Спинелла.
«Осторожно, дети!» (Россия, 2009, Станислав Лебедев). Удивительный реликт, невесть каким образом вступивший в противоборство с «Обитаемым островом» на этой неделе: комедия про двух пятиклассников по фамилиям Григорьев и Горохов (Александр Сигуев и Всеволод Николаев), отличника и двоечника, которые прогуливают школу и попадают во всякие соответствующие ситуации. При желании в их приключениях можно увидеть параллели с происходящим с Максимом Каммерером и Гаем Гаалом. Но можно этого и не делать.
«Ахиллес и черепаха» (Япония, 2008, Такеши Китано). Третий по счету (после блистательных и невыносимых «Такешиз» и «Банзай, режиссер!») фильм Такеши о муках творчества и самоидентификации художника. На сей раз он представляет на суд почтеннейшей публики историю взросления художника по имени Матису (ничего не напоминает?), который всю свою жизнь пытался создать безусловный шедевр. И то, что на сей раз он именно что живописец, а не кинематографист, не сильно меняет дело. Несмотря на внешнюю простоту и в целом тотальное повторение пройденного, весьма глубокий фильм, на котором можно посмеяться, а можно и призадуматься. Все-таки Такеши знает о креативности нечто такое, что нужно всенепременно изучить на собственном опыте. Фильм участвовал в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля, но ничего там не получил, но зато удостоился приза зрительских симпатий на киносмотре в Софии -- тоже вполне себе сюрреализм, если вдуматься. Только в «35 ММ» и «Октябре». В ролях Такеши Китано, Канако Хигути, Кумико Асо, Рэйко Есиока, Ая Енджидзи, Масато Ибу, Акира Накао, Нао Омори и Рэен Осуги.