Тема SaaS (Soft as a Service, софт как сервис), которую год назад в нашей стране стали обсуждать и которая обещала стать важнейшей темой технологического развития IT в нынешнем году, оказалась погребенной лавиной финансового кризиса. Это странно, поскольку именно такая схема использования IT сулит заказчикам реальное снижение затрат, особенно начальных. Возможно, одна из проблем заключается как раз в том, что до кризиса мы в России так и не успели разобраться, что же такое SaaS. Такую попытку сделали участники конференции "SaaS в России", которая прошла в Москве.
SaaS -- это не совсем то, что означает дословный перевод "софт как сервис". Это не продажа лицензий в аренду или хостинг-приложений. SaaS -- это использование на правах аренды готовой услуги (как правило, делового назначения) сервис-провайдера, который чаще всего является и разработчиком этой услуги. Примеры таких сервисов: управление складом (компания "Мой склад"), планирование и контроль работ ("Мегаплан"), комплексная автоматизация офисов ("Апрентис"), портал поддержки групповой работы ("Медиачеис").
Мировой рынок SaaS уже совсем не мал и должен расти еще. По оценкам аналитического агентства Gartner, еще в 2007 году его объем составил 5 млрд долл., а к 2012 году должен вырасти втрое (правда, эти прогнозы давались до кризиса). В настоящее время основная часть SaaS-решений относится к категориям управления контентом, коммуникациям и коллективной работе (42% от общего объема), CRM (34%) (система управления взаимоотношениями с клиентами).
В 2008 году за пропаганду идей SaaS в России взялось было местное отделение Microsoft (следуя стратегической линии, заданной руководством компании за два года до того). Но и энтузиазм Microsoft исчерпался к концу года объявлением о создании в Москве совместно с компанией "Гарант-Парк-Интернет" (товарный знак Parking.ru) "Центра развития S+S", о котором с тех пор нет никаких вестей.
Так что же происходит с SaaS в России? По сути, первое серьезное обсуждение этого вопроса прошло на днях в Москве на конференции именно с таким названием -- "SaaS в России". Это была первая встреча группы игроков этого рынка и интересующихся этой темой специалистов (всего около сорока человек), с целью просто познакомиться и обсудить текущую ситуацию и перспективы развития этого бизнеса.
Председатель оргкомитета конференции Василий Шабат представил собственный анализ ситуации на отечественном SaaS-рынке и перспектив его развития.
В нашей стране работают около трех десятков поставщиков SaaS-решений, чей суммарный доход в 2008 году составил 1,8 млн долл. Совсем немного, если учесть, что в США в этой сфере более тысячи компаний, и их доход оценивается в 4,6 млрд долларов.
В России этот рынок начал формироваться лишь год назад, тогда как за океаном его история насчитывает примерно десять лет (Крупнейший SaaS-игрок, CRM-поставщик, компания Saleforce была создана в 1999 году, и ее оборот в 2008 году составил 748 млн долл.). Учитывая эти данные о SaaS-рынке США, а также делая поправку на то, что наша экономика меньше американской (тут учитывались макроэкономические показатели), Василий Шабат посчитал, что потенциальный рынок SaaS в России составляет 130--400 млн долл., причем речь идет о возможности достижения этого уровня в ближайшие годы.
Кто же сможет преобразовать потенциал в реалии? Г-н Шабат считает, что наибольшие шансы имеют российские специализированные SaaS-поставщики. Перспективы западных IT-вендоров и SaaS-поставщиков он оценивает не очень высоко. Намного больше шансов у таких российских IT-компаний (в качестве наиболее вероятного игрока была названа "1С", но, с нашей точки зрения, раньше тут появится "1С-Битрикс").
Что же мешает развитию SaaS в России? Препятствий много: высокая монополизация рынка делового ПО, нехватка инвестиций, слабость наших компаний в области маркетинга и продаж, скептицизм потенциальных заказчиков. Но есть и плюсы: повышение в условиях кризиса интереса заказчиков к экономным IT-решениям (тем более без необходимости капитальных затрат). А также возможность использования международного опыта, снижение затрат на развертывание SaaS-решения за счет «облачных вычислений». Кроме того, в России пока относительно невелика стоимость разработки ПО.
Что перевесят? Плюсы или минусы? Посмотрим. Но российским компаниям стоит поторопиться. Ведь как раз сейчас освоением нашего рынка решил всерьез заняться мировой лидер SaaS-рынка -- Saleforce. Да и Microsoft продолжит двигаться в этом направлении, в том числе и в России. Впрочем, "1С-Битрикс" уже заявила о желании осваивать SaaS-направление с помощью своего продукта "Корпоративный портал".
На прошедшей конференции было также объявлено о создании российской SaaS-ассоциации, в которую вошли пока только перечисленные выше четыре SaaS-компании. Немного, но, может быть, это как раз тот случай, когда "из искры возгорится пламя"? Работа ассоциации российских независимых поставщиков программного обеспечения ISDEF тоже начиналась десять лет назад с кулуарного общения энтузиастов, а сейчас это сообщество насчитывает две-три тысячи малых компаний с суммарным объемом поставок ПО примерно в 1 млрд долларов.
Подготовлено совместно с iToday.ru