Мосгорсуд, как стало известно «Времени новостей», на днях полностью оправдал инвалида 1-й группы по зрению, студента, жителя подмосковного Домодедова Артема Бузенкова. Ранее он был осужден мировым судом и Тверским райсудом Москвы за участие в несанкционированном митинге «Марш несогласных», попытка проведения которого была пресечена в центре Москвы в конце прошлого года. Сам г-н Бузенков утверждает, что не имел намерения нигде ни за что митинговать, а просто шел в театр, и, случайно оказавшись в оцеплении милиции, был задержан.
Он рассказал, как сначала милиционеры, воспользовавшись его слепотой и беспомощностью, подсовывали ему протоколы, которые он, действительно «не глядя», подписал. А потом суд оштрафовал его, признав виновным в совершении административного правонарушения -- для суда слово слепого человека весило значительно меньше показаний "зорких" милиционеров. Однако в Мосгорсуде отнеслись к этому делу совсем по-другому. Административное производство по делу слепого студента было прекращено «за отсутствием события правонарушения».
В решении Мосгорсуда указано, что одних лишь голословных утверждений, что обвиняемый «выкрикивал антиправительственные лозунги, мешал проходу пешеходов и проезду автотранспорта», недостаточно, чтобы наказывать человека. Если выкрикивал что-то, должно быть указано, что именно, если мешал кому-то, то надо указать, кому и как. Только таким образом, посчитали в Мосгорсуде, можно правильно квалифицировать действия задержанного. Если же этого в протоколе нет, судья должен вернуть его тем, кто составлял документ, а если и этого не сделал, то, значит, и не было никакого правонарушения.
Примечательно, что, проанализировав дело г-на Бузенкова и прекратив его, Мосгорсуд никак не затронул то обстоятельство, что молодой человек слеп. То есть любой другой на его месте может точно так же воспользоваться вышеуказанными аргументами, чтобы доказать свою непричастность к какому-либо инкриминируемому правонарушению.
Как уже рассказывала газета «Время новостей», случай с Артемом Бузенковым произошел 14 декабря прошлого года. В тот день он приехал в Москву, чтобы сходить на спектакль в Театр сатиры, и ни о каком «Марше несогласных» не слыхал. Однако, выйдя на Триумфальную площадь со станции метро «Маяковская», слепой студент неожиданно оказался окруженным толпой. Какая-та женщина успела объяснить молодому человеку, что площадь оцеплена и милиция всех задерживает, и тут же Артема самого схватили «за руки за ноги» и отвезли в ОВД «Красносельское». Там он провел несколько часов, потом ему дали подписать какие-то бумаги, велели явиться в суд, не уточняя, когда именно, и отпустили.
Повестка на заседание мирового судьи по его делу пришла с опозданием почти в два месяца, хотя решение было вынесено спустя два дня после задержания. Этим решением мировой судья признал г-на Бузенкова виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП (нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования) и наказал штрафом в 500 руб. Артем Бузенков пожаловался в Тверской райсуд, но федеральный судья встал на сторону мирового, поверил милиционерам, которые утверждали, что инвалид был участником несанкционированного антиправительственного митинга, и жалобу эту не удовлетворил.
Заместитель председателя Мосгорсуда Алексей Дмитриев, пересмотрев дело слепого студента в надзорном порядке, счел, что оно подлежит прекращению. В своем решении судья Дмитриев указал, что в соответствии с КоАП при рассмотрении дела об административном правонарушении суд должен рассматривать это событие в соответствии с составленным протоколом и в первую очередь проверять, правильно ли тот составлен. И если нет, то материалы дела возвращаются для исправления его авторам. Что касается ст. 20.2 КоАП об ответственности за «нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования», то здесь, считает судья Дмитриев, «обязательно описание действий лица, в отношении которого ведется производство по делу».
Однако описанные в протоколе действия Бузенкова -- «выкрикивал лозунги, направленные на подрыв государственного строя, мешал проходу граждан и проезду автотранспорта» -- по мнению судьи, исходя из той же ст. 20.2, можно трактовать по-разному. То ли он организовал этот несанкционированный митинг (ч. 1 ст. 20.2), то ли просто принимал в нем участие (ч. 2 ст. 20.2). «При этом приведенная в протоколе формулировка обвинения не позволяет его конкретизировать и, следовательно, проверить правильность квалификации действий лица», -- говорится в решении Мосгорсуда. В решении сделан вывод, что протокол составлен с нарушением требований КоАП. «События административного правонарушения в нем надлежащим образом не описаны, а именно не конкретизировано, какие действия по нарушению порядка проведения митингов совершал Бузенков, какие лозунги выкрикивал, в чем заключалась их противоправность, в чем заключались его действия по воспрепятствованию проходу граждан и проезду автотранспорта. Вышеизложенное нарушает право на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности».
По мнению зампредседателя Мосгорсуда, мировой судья должен был вернуть протокол в милицию, но не выполнил это требование закона, а судья Тверского суда оставил это нарушение «без должного внимания и оценки». А посему, заключил судья Дмитриев, дело Бузенкова должно быть прекращено «за отсутствием состава преступления».
Артем Бузенков вчера не скрывал своей радости по поводу торжества правосудия и заявил, что после того, как внимательно ознакомится с решением Мосгорсуда, возможно, подумает о том, чтобы привлечь к ответственности самих милиционеров, испортивших ему несколько месяцев назад поход в театр.