|
|
N°80, 07 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Президент всех французов
Жак Ширак получил кредит доверия на месяц
Произошло то, что не могло не произойти: Жак Ширак победил Жан-Мари Ле Пена во втором туре французских президентских выборов. Даже не победил -- раздавил: 82,2% голосов за Ширака, против 17,8%! «Но пасаран!» -- этот лозунг испанских республиканцев далеких 30-х часто звучал за последние дни в Пятой республике. Страна, словно очнувшись от спячки после обнародования результатов первого тура выборов, где второй политической силой страны стал «Национальный фронт» Жан-Мари Ле Пена, неожиданно осознала, что тяжело больна. Иного и не скажешь, глядя на Жака Ширака, с улыбкой побитого сеттера вытирающего с лица плевки, -- так было в ходе недавней поездки президента в иммигрантский парижский пригород Мант-ля-Жоли. На стадионе накануне футбольного матча между сборными Франции и Алжира публика на трибунах засвистала оркестр, исполняющий «Марсельезу»... Пятой республике необходим был шок, и она его получила!
«Исключительный момент во французской истории», -- сказал о втором туре выборов Жак Ширак, выступая после победы. По меткому выражению Франсуа Олланда, нового лидера социалистов, «прошел референдум за демократию». Победил не Жак Ширак, восторжествовала республика и ее гражданские ценности. Президент-неоголлист взошел на олимп власти с помощью традиционных противников -- социалистов, экологистов, коммунистов. Когда граждане почувствовали, что отечество в опасности, что его грозит захлестнуть коричневая националистическая пена, они позабыли о межпартийных различиях и дружно выступили в защиту Свободы, Равенства, Братства. Эти три ключевых слова, без которых нельзя понять сущность французской демократии, очень часто в разных контекстах звучали в последние дни. И смысл их в устах демократов был всегда один: во имя защиты идеалов республики объединиться должны все!
Любопытно, что толпы людей, праздновавших в разных концах Парижа победу (только на площади Республики собралось более 10 тысяч человек), были настроены вовсе не прошираковски. В руках манифестантов, радостно распивавших красное вино на бульварах Сен-Жермен, были плакаты «Мы наказали тебя, Ле Пен! Мы накажем тебя, Ширак!» и «Ширак, не жди подарков!». Оно и понятно: не за горами (9 и 16 июня) выборы в Национальное собрание. Это, как сказал молодой лидер троцкистов почтальон Оливье Безансэнэ, «третий тур выборов, социальный», на нем уже левые не будут отдавать голоса партии президента. По последнему социологическому опросу агентства IPSOS, 49% французов доверяют вновь избранному президенту, а 48 -- нет. Проведен этот зондаж в вечер сокрушительной победы Жака Ширака над Жан-Мари Ле Пеном! Пойди пойми «загадочную галльскую душу»!
«Я буду вместе с вами каждый день, -- обещал Жак Ширак, выступая перед многоцветной, возбужденной толпой, собравшейся под проливным дождем на площади Республики. -- То, что объединяет французов, гораздо сильнее того, что их разъединяет. Я услышал и понял ваш призыв... Время действий пришло!» В свое время Ширак проронил: «Сражение с ультраправыми -- это борьба всей моей жизни». Надо отдать должное Шираку: в наше время бесконечных компромиссов государственных деятелей ради «высоких целей» он никогда не шел на уступки политическим ультра, всегда оставался политически корректным. А разве этого мало?
По предварительным прогнозам, блок правых и центристов способен обеспечить себе большинство в Национальном собрании нового созыва. Но для этого Жак Ширак должен за оставшийся до выборов месяц суметь доказать согражданам, что выиграл кресло в Елисейском дворце не только как защитник республики, но и как политик, способный обновить страну, избавить ее от серьезных недугов. В избирательной программе президента акцент сделан на меры по обеспечению каждодневной безопасности французов и соблюдение Пятой республикой ее европейских обязательств. Как совместить это с неизбежностью скорейшего решения проблемы иммиграции, в том числе и мусульманской? Президент обещал избирателям облегчение налогового бремени и при этом равенство для всех. Но откуда у правительства средства для оказания помощи малоимущим, если налогов будет собираться меньше? Вопросов больше, чем ответов.
Впрочем, для эффективных и быстрых действий у Жака Ширака есть все необходимые инструменты. Так уж была продумана генералом де Голлем структура Пятой республики: президент может управлять декретами, способен менять в случае необходимости правительство. Второе, кстати, Жак Ширак уже сделал. Вместо ушедшего в политическое небытие социалиста Лионеля Жоспена, подавшего в отставку и поведшего себя между двумя турами выборов как-то очень уж не по-мужски (он даже не явился голосовать во втором туре), кабинет министров возглавил либерал Жан-Пьер Раффарен. Ему 53 года, он сенатор от департамента Вьен и возглавляет в регионе Пуату-Шарант объединение демократических либералов. Был министром по делам малых и средних предприятий в правительстве Алена Жюппе (1995--1997). С первого дня выдвижения кандидатуры Жака Ширака в президентском марафоне Жан-Пьер Раффарен, как и на предыдущих выборах, был рядом с лидером неоголлистов...
«У нас нет никакого опьянения от победы» -- таковы были первые слова Жан-Пьера Раффарена на новом посту. После столь невиданного в современной истории Франции триумфа на выборах (с таким отрывом ранее побеждал только маршал Петен) Жак Ширак оказался перед опасностью превратиться в «народного монарха», своеобразного «президента всея Франции». Сможет ли он перебороть этот искус? Должен. Иначе ему и не стоило побеждать.
Петр РОЗВАРИН, Париж