|
|
N°68, 21 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Другая страна, другой оркестр
Дирижер Марк Элдер выступил в Москве с Шестой симфонией Малера
Абонемент Российского национального оркестра (РНО) в Концертном зале имени Чайковского завершила Шестая симфония Густава Малера. Вечер оказался не только блестящим дебютом англичанина Марка Элдера за пультом РНО, но и одним из лучших концертов сезона.
За последний год РНО играет Малера уже в третий раз. По-видимому, можно говорить о начале малеровского периода в биографии одного из лучших оркестров страны -- прежде Малер появлялся в репертуаре РНО считанные разы. Из исполнений последних лет можно вспомнить Первую и Пятую симфонии, звучавшие под управлением Якова Крейцберга и Гари Бертини, и Шестую с Дмитрием Лиссом -- еще на закате минувшего века. Это были интерпретации более или менее удачные, и все же Малер, казалось, не тот композитор, который ассоциировался бы с РНО в первую очередь. Все изменилось год назад, когда к Малеру обратился основатель коллектива Михаил Плетнев -- чуть ли не впервые за два с половиной десятилетия дирижерской деятельности.
Сказать, что Девятая, последняя из законченных Малером симфоний, ошеломила в интерпретации Плетнева, -- не сказать ничего. Сочинение, написанное за два года до смерти композитора, в течение многих лет трактовалось как прощальное. Однако в последнее время Девятую стали играть иначе -- обходя мотив предчувствия ухода, подчеркивая в первую очередь необыкновенное богатство оркестровки. Именно такой видели Девятую Саймон Рэттл, Даниэль Баренбойм, Ион Марин, исполнявшие и записывавшие ее незадолго до Плетнева. Он не только не поддержал подобную тенденцию, вернувшись к теме прощания, но и в развитии этой темы пошел дальше своих предшественников: вместо "светлой печали" публика получила настоящую экскурсию в загробный мир. Так Девятая подготовила почву для теперешней Шестой, а между ними РНО успел сыграть еще и Четвертую с Кристофом Мюллером и британской сопрано Джоан Ланн.
Для Марка Элдера состоявшийся концерт -- дебют не только за пультом РНО, но и в нынешней России. Без малого двадцать лет назад Элдер был в Москве -- тогда еще столице другой страны -- на гастролях с Английской национальной оперой: тогда он дирижировал "Макбетом" Верди в постановке Дэвида Паунтни. Сейчас маэстро работает с лучшими оркестрами и оперными театрами мира, уже девятый сезон он возглавляет манчестерский Халле-оркестр, один из старейших коллективов Великобритании. Элдер записал несколько десятков CD с самым разным репертуаром, для российского слушателя среди них особый интерес представляют два диска с театральной музыкой Шостаковича. В дискографии Элдера преобладает музыка его соотечественников, Малера пока нет.
Тем удивительнее, что под управлением Элдера РНО заиграл как прирожденный малеровский коллектив -- а ведь это требует не только призвания, но и опыта, который отрабатывается десятилетиями. Возможно, Шестая в прочтении Марка Элдера и не принесла таких неожиданностей интерпретации, как это было с Девятой у Плетнева, но если мечтать об идеальном исполнении Шестой, то мы услышали именно его. Куда делся тот фирменный рафинированный саунд, в котором РНО практически нет равных, который так подходит для Шуберта и Брамса, для Чайковского и Прокофьева? Шестую Малера сыграл жесткий, решительный оркестр, ощущающий чуть ли не сильнее самого композитора всю безысходность симфонии. Она носит подзаголовок "Трагическая", и более мрачной музыки, возможно, нет не только у Малера, но и вообще на свете. Через год после премьеры Шестой Малер потерял дочь и любимую работу в Венской опере, а сам оказался неизлечимо болен; нельзя не задуматься над тем, что в симфонии он словно предсказал все случившееся.
Шестая длится чуть меньше полутора часов. Трудно вообразить, какую эмоциональную нагрузку выдерживают за это время музыканты и дирижер, если даже слушатель чувствует усталость после финального аккорда. Однако это подтверждает, что оркестр работал не зря -- и как целое, и как ансамбль блестящих солистов (в первую очередь следует отметить трубача Владислава Лаврика и гобоиста Виталия Назарова). Московский сезон РНО завершается через неделю в Большом зале Консерватории, за пульт станет маэстро Александр Лазарев.
Илья ОВЧИННИКОВ