|
|
N°67, 20 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«С ранних лет в политике»
Ильхам Алиев и Дмитрий Медведев обнаружили, что нуждаются друг в друге
«Между нами нет никаких проблем», -- эти слова президента Азербайджана Ильхама Алиева, сказанные им в интервью российским СМИ, при желании можно было бы сделать эпиграфом к итоговым документам завершившегося в прошедшие выходные его визита в Москву. Но, поскольку никаких документов подписано не было, приходится оценивать состоявшийся российско-азербайджанский саммит по этим словам, а также по оценкам других официальных лиц. К примеру, завсектором администрации президента Азербайджана Фуад Ахундов заявил в интервью информагентству Day.az, что Баку оценивает результаты визита как «более чем позитивные».
Встреч в подмосковной Барвихе между президентами Медведевым и Алиевым было две. «Первый вечер в семейном кругу, -- рассказывает Алиев, -- на следующий день были официальные переговоры». «Нам легко разговаривать, мы практически по всем вопросам, по которым говорим, придерживаемся очень близких позиций», -- поделился с прессой Медведев. Гость его поддержал, заметив, что «личные симпатии между лидерами играют не последнюю роль в отношениях между странами». Алиев объяснял это просто: «Мы (с Медведевым. -- Ред.) представители одного поколения. Получили примерно одно и то же образование. С ранних лет в политике».
Впрочем, под эти же аргументы попадают, например, Дмитрий Медведев и Михаил Саакашвили. Тем не менее никому в голову не приходит подобным образом описывать их отношения. Значит, причины установившейся необычайно «теплой погоды» на пространстве между Москвой и Баку не только в возрасте и образовании лидеров. Видимо, дело в другом -- в том, что они сегодня весьма нуждаются друг в друге как политики.
Дмитрию Медведеву на исходе первого года президентства весьма пригодились бы свидетельства его личного успеха во внешней политике. Причем такие, чтобы они выглядели безусловным успехом и для всего остального мира, особенно после прошлогодней августовской войны на Кавказе. Ильхаму Алиеву, обеспечившему недавно себе возможность быть при желании практически пожизненным президентом, также нужны доказательства хотя бы морального права на подобные амбиции. Ему тоже нужен яркий успех.
Таким успехом может стать урегулирование ситуации вокруг Нагорного Карабаха. И именно оно было в центре внимания переговоров Алиева и Медведева.
При этом риторика президента Азербайджана на этот раз в отличие от совсем недавних времен была на редкость миролюбивой, лишенной воинственных угроз в адрес Армении решить конфликт силовым путем. Ильхам Алиев говорил, что «в позиции Азербайджана по Нагорному Карабаху находит свое отражение и безопасность тех людей, кто там сейчас живет и будет жить». Другими словами, Алиев дает понять, что в Баку готовы реально учитывать опасения за будущее карабахских армян. И весьма примечательно звучит его фраза о том, что «в этом контексте решение о статусе Нагорного Карабаха может быть отложено на неопределенное время».
Это может означать, что Алиев признает: проведение референдума по статусу Нагорного Карабаха в нынешних условиях невозможно. Ни с участием живущих там армян, что однозначно определяет неприемлемый для Баку результат референдума, ни с участием изгнанной из Карабаха азербайджанской общины, что практически неосуществимо. Невозможна ныне и договоренность между Баку и Ереваном, как трактовать результаты референдума и можно ли вообще его так называть. Именно эти вопросы последнее время безуспешно обсуждались на всех армяно-азербайджанских переговорах при посредничестве Минской группы (МГ) ОБСЕ по урегулированию конфликта.
Выразительно прозвучали и другие замечания Алиева. «Мы понимаем важность для армянской стороны иметь наземную связь между Арменией и Нагорным Карабахом, -- сказал он. -- В данном случае мы не видим проблем. И вопросы, связанные с Лачинским коридором, могут быть эффективно решены -- так, чтобы не было беспокойства у тех, кто живет в Нагорном Карабахе сегодня, и у азербайджанского населения, которое туда вернется после урегулирования конфликта».
Между прочим, заметными были и изменения в оценках деятельности Минской группы со стороны азербайджанского президента: «Деятельность сопредседателей группы за последнее время носит более активный характер». Алиев выразил за это «благодарность» России как одному из сопредседателей МГ (два других -- США и Франция) «за попытки сблизить позиции сторон». Более откровенным был г-н Ахундов, заметивший, что среди сопредседателей МГ «существует и конкуренция, и взаимодополнение посреднических усилий». Он призвал всех остальных сопредседателей, «если они действительно хотят прорыва», поддерживать усилия «наиболее активного и удачливого посредника, каким сегодня является Россия».
Как считает информированный дипломатический источник «Времени новостей», близкий к урегулированию карабахского конфликта, такие оценки со стороны официального Баку означают, что там явно не в восторге от давления, которое оказывают США в попытках как можно скорее урегулировать армяно-турецкие отношения. Именно этим, в частности, объясняется отказ Ильхама Алиева встретиться недавно с президентом США Бараком Обамой во время его визита в Турцию. В Баку дают настойчивые сигналы в адрес как Анкары, так и Вашингтона, что открытие армяно-турецкой границы и вообще потепление в отношениях Еревана и Анкары не должно опережать процесс карабахского урегулирования. Отчасти это дало свои плоды: по сведениям «Времени новостей», парафирование подготовленного соглашения об открытии границы недавно было отложено.
Дальнейший процесс карабахского урегулирования и вообще развития отношений в рамках треугольника Армения -- Турция -- Азербайджан во многом будет зависеть от того, с каким заявлением выступит 24 апреля Барак Обама на заседании конгресса США, где будет обсуждаться резолюция о признании геноцида армян со стороны Турции. Если президент США выступит за поддержку этой резолюции, то тогда, как считают многие эксперты, турецкий оптимизм в отношении примирения с Арменией может сильно потускнеть. Заметим, что накануне этого дня, 23 апреля, в Москву с рабочим визитом прибудет президент Армении Серж Саргсян. И хотя основной целью визита будет экономическое сотрудничество и обсуждение условий предоставления Армении российского кредита в размере не менее 500 млн долл., очевидно, что Дмитрий Медведев продолжит свои миротворческие усилия в армяно-азербайджанском конфликте.
В Москве считают, что новая встреча президентов Армении и Азербайджана вполне может произойти уже 7 мая в Праге на саммите так называемого «Восточного партнерства», инициированного ЕС, в котором будут участвовать лидеры Белоруссии, Молдавии, Украины, Грузии, Армении и Азербайджана. Если в этот день, когда Дмитрий Медведев отметит первую годовщину своего президентства, армяно-азербайджанский саммит окажется удачным, следующий саммит состоится через месяц в Санкт-Петербурге в рамках Международного экономического форума.
Впрочем, «более чем позитивные отношения» между Москвой и Баку теперь измеряются не только стремлением Кремля стать «наиболее удачливым и активным» посредником в карабахском урегулировании. Стороны рассчитывают использовать друг друга в качестве козыря в большой газовой игре между Россией, Евросоюзом, Турцией и прикаспийскими странами. Азербайджан имеет физическую возможность поставлять газ в Европу через Турцию, но никак не может договориться с Анкарой об условиях транзита сырья со второй фазы освоения месторождения «Шах-Дениз», так как турки хотят получить право реэкспорта в Европу.
«Газпром» решил сыграть на этих противоречиях и год назад сделал предложение о закупках азербайджанского газа в свой портфель по цене, привязанной к европейской. В ходе визита в Москву Ильхам Алиев заявил, что «политическая воля двух государств в газовом сотрудничестве» имеется, показав тем самым другим потенциальным партнерам необходимость идти на уступки.
Но о перспективах выхода на соглашение между «Газпромом» и ГНКАР азербайджанский лидер говорит более чем обтекаемо. «При успешном ходе переговоров, естественно, контракт может быть подписан, -- заявил г-н Алиев. -- И из чего он будет состоять, какие объемы газа имеются в виду, наверное, это все будет обсуждено на уровне компаний. Я считаю, что важность этого соглашения именно в том, что открывается новое направление для азербайджанского газа -- Россия получает доступ к газу из Азербайджана, и тем самым это открывает перспективы для будущего более полномасштабного сотрудничества в этой сфере».
Большое преимущество российского направления заключается в том, что ныне пустующий газопровод Баку -- Ново-Филя, по которому до 2006 года включительно «Газпром» поставлял голубое топливо ГНКАР, может быть использован в реверсном режиме без особых дополнительных вложений. А поставки в объеме до 5 млрд кубометров в год могут начаться практически в любой момент. «Между нами не существует никаких транзитных стран, тем самым существует уже достаточно эффективная транспортная инфраструктура. Нет необходимости в дополнительных инвестициях по строительству газопровода. Поэтому эти все исходные позиции выглядят очень выигрышно», -- рассказал Ильхам Алиев на пресс-конференции после встречи с Дмитрием Медведевым.
Впрочем, и газопровод Баку--Тбилиси--Эрзерум, по которому газ с первой фазы «Шах-Дениза» идет в Турцию, работает лишь на четверть от установленной мощности. И в случае достижения договоренностей с европейскими покупателями и турецким транзитером Азербайджан от сотрудничества с «Газпромом» с легкостью откажется.
Аркадий ДУБНОВ, Алексей ГРИВАЧ