|
|
N°67, 20 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Россия не играет особой роли в грузинских событиях»
После продлившегося несколько дней пасхального затишья грузинская оппозиция возобновляет завтра акции протеста с требованием отставки президента Михаила Саакашвили. Обострение внутриполитической борьбы в Грузии беспокоит международное сообщество. Специальный представитель Евросоюза на Южном Кавказе Питер СЕМНЕБИ на днях провел переговоры с грузинским руководством, лидерами оппозиции, представителями общественности. 49-летний шведский дипломат поделился с «Временем новостей» своими оценками и прогнозами ситуации в Грузии.
-- Если бы я был настроен пессимистично, то не приезжал бы в Тбилиси. Существует возможность прекратить политическое противостояние, начав процесс обсуждения жизненно важных для Грузии вопросов, касающихся управления страной.
-- Полагаете, что компромисс между оппозицией и властью возможен?
-- Для этого нужно смягчение позиций обеих сторон. Нельзя начинать диалог с правительством с требования ухода главного партнера по переговорам. Возможно, если будут достигнуты соглашения по политическим и конституционным реформам, изменениям в избирательное законодательство, то вопрос отставки президента будет выглядеть немного иначе. Для руководства Грузии самый легкий выход -- просто выжидать, пока манифестации завершатся сами собой. Но это опасный соблазн. Люди могут устать и покинуть улицы, но это не значит, что решены основные проблемы, вызвавшие недовольство граждан. Чтобы предотвратить повторение в будущем подобного противостояния, властям надо начать политический диалог с оппозицией, услышать голос манифестантов.
-- Международное сообщество очень внимательно относится к событиям внутри Грузии. Это говорит о высоком уровне демократии в стране или как раз наоборот?
-- Решение вопросов должно быть грузинским и основываться на внутреннем политическом согласии. Мы же объясняем, какой нам видится ситуация. Нам небезразлично, что происходит в Грузии, будущее этой страны. Грузия -- важный партнер Евросоюза. 6 мая в Праге будет оформлено соглашение о «Восточном партнерстве» ЕС с тремя закавказскими странами (включая Грузию. -- Ред.), Украиной, Молдавией и Белоруссией.
-- Может, не будь в Грузии в 2003 году «революции роз», которая привела к досрочной отставке президента Эдуарда Шеварднадзе, то не было бы и соблазна вновь добиваться досрочного ухода главы государства?
-- В Грузии есть культура уличных манифестаций как средства достижения политических целей. Так было и до революции 2003 года. В определенное время это могло быть подходящим способом политической борьбы и выражения мнений, но сейчас Грузия строит современную демократию по европейскому примеру. Свобода манифестаций -- важное право, но находить решения надо за столом переговоров.
-- Власти Грузии говорят о «российском следе» в нынешних митингах -- дескать, некие круги в России финансируют оппозиционеров...
-- Российский фактор в нынешних событиях в Грузии существует, но я не хочу его преувеличивать. Конечно, играет определенную роль тот факт, что российские войска стоят очень близко от Тбилиси. Это создает определенную нервозность. Но если послушать, о чем говорили на улицах в эти дни, и почитать разные заявления, то можно прийти к выводу, что Россия не играет особой роли. И я думаю, что это хорошо.
-- После августовского конфликта ЕС создал специальную комиссию по расследованию во главе с дипломатом из Швейцарии Хайди Тальявини. Вы контактируете с этой группой?
-- Это независимая комиссия. Ее финансирует Евросоюз, она создана по решению стран -- членов ЕС, но Хайди Тальявини работает самостоятельно. Она даже не гражданка страны ЕС. Мы ждем доклад комиссии предположительно в июле.
-- В последнее время в Баку и Ереване говорят, что 2009 год может стать решающим в решении проблемы Нагорного Карабаха. Вы разделяете эти ожидания?
-- Война в Грузии изменила ситуацию, показав другим странам региона, до какой степени те уязвимы. Это уже повлияло на позиции сторон и создало, наверное, более благоприятные условия для конструктивного обсуждения других региональных проблем.
Беседовал Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси