Время новостей
     N°67, 20 апреля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.04.2009
Переходящие опасения
Риски бюджета-2009 угрожают бюджету-2010
В пятницу сразу два заместителя министра финансов -- Татьяна Нестеренко (на снимке) и Антон Силуанов -- нашли в своем загруженном расписании полтора часа, чтобы поделиться с журналистами надеждами и опасениями по поводу нового варианта бюджета на текущий год. Но главной головной болью для финансового ведомства, видимо, станет год будущий: любое незначительное ухудшение экономических показателей в 2009 году еще можно поправить, но это может аукнуться серьезными проблемами уже в 2010-м.

Напомним: согласно одобренному Госдумой во втором чтении в середине минувшей недели бюджету-2009 непроцентные расходы федеральной казны в этом году (то есть все, за исключением расходов на выплату процентов по внутреннему и внешнему государственному долгу), как ожидается, составят 9,46 трлн руб. Это на 27,7% превышает уровень прошлого года. При этом доходы в 2009 году составят всего 6,71 трлн руб. против 9,26 трлн в 2008-м, ожидаемое падение составит 28%.

«Все статьи расходов в этом году выросли по отношению к 2008 году, пусть меньше, чем это планировалось ранее, но тем не менее в абсолютных показателях рост. Конечно же все все равно недовольны, -- заявила г-жа Нестеренко. -- Но как только мы окончательно утвердим бюджет, ведь тут же пойдут прошения: «Примите меры, чтобы ассигнования этого года перешли на следующий!»

Впрочем, вряд ли в этом году наберутся существенные переходящие остатки. Обязательства бюджетов всех уровней выросли, и в первую очередь социальные обязательства. Как рассказал Антон Силуанов, курирующий в Минфине региональное направление, в целом за первый квартал исполнение бюджета идет с отставанием от прошлогоднего графика, причем в первую очередь именно по доходам. «Доходы пока на уровне 2007 года. В субъектах федерации в среднем поступления на 13% ниже (уровня прошлого года. -- Ред.), налог на прибыль упал на 51%», -- сказал г-н Силуанов.

В результате в первом квартале регионы существовали в основном за счет помощи из центра, при этом финансирование шло по жестким лимитам, и перед местными властями ставится задача и впредь сдерживать наращивание обязательств. «Мы увлеклись тем, что стимулировали реформы в регионах пряниками в виде субсидий, но можно было бы использовать административный ресурс и решать вопросы через грамотную политику», -- признал замминистра. То есть можно было не обещать дать денег за выполнение задачи, а пригрозить отнять уже имеющиеся.

Исполнение федерального бюджета в начале 2009 года также оставляет желать лучшего: по итогам первого квартала дефицит бюджета составил 3,8% ВВП, в абсолютных цифрах -- 50 млрд руб. И без использования средств Резервного фонда бюджету на данный момент уже пришлось бы приостановить исполнение обязательств.

Новый вариант главного финансового плана страны -- это «бюджет, который реагирует на кризис», отметила г-жа Нестеренко. Но, по словам замминистра, в нем, по возможности, учтены и все основные риски ближайшего времени. Главными из них министерство считает риск более высокой инфляции, чем это запланировано макроэкономическими показателями, недополучение доходов из-за слишком большого падения ВВП и сокращения экономической активности, а также недопривлечение ресурсов для финансирования дефицита в виде заимствований на внутреннем рынке.

При этом каждый из этих рисков в случае реализации почти автоматически влечет за собой материализацию остальных. Так, если доходы окажутся еще меньше и придется прибегать к пополнению казны из Резервного фонда, это обязательно скажется на темпах роста инфляции не в лучшую сторону. Что в свою очередь скажется на экономической активности, приведет к дальнейшему падению доходов и сложностям заимствований.

Больше всего опасений у чиновников Минфина в связи с этим вызывает 2010 год. Даже небольшое отклонение -- в худшую сторону -- от планов правительства в этом году существенно скажется на перспективах на ближайшее будущее. «Без структурных решений и мер сформировать бюджет (2010 года. -- Ред.) будет сложно», -- говорит Татьяна Нестеренко, но какими будут эти решения, пока неизвестно. Минфин пока даже не может решить, представлять в августе бюджет на три года или ограничиться 2010-м, а 2011--2012-й оформить как финансовый план.

Отвечая на вопрос корреспондента «Времени новостей», насколько правительство может манипулировать бюджетом, в частности, в угоду антикризисной программе, замминистра категорически исключила возможность дополнительных расходов на эти меры из казны, кроме случаев индексации социальных выплат. Для всего остального у кабинета министров существует резерв на этот год в размере 455 млрд руб., причем уже по 199 млрд руб. приняты решения «к исполнению».

«У нас просчитан вариант, когда Резервный фонд будет полностью исчерпан уже в будущем году, а в лучшем случае на 2013 год перейдет только около 200 млрд», -- заявила г-жа Нестеренко, давая понять, что «копилка» невечна и рассчитывать покрывать любые расходы из Резервного фонда слишком долго не стоит.

Юлия МИРОНОВА
//  читайте тему  //  Россия и финансовый кризис