|
|
N°67, 20 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бой быков
Первая победа «Ред Булл» была безоговорочной
В «Формуле-1» снова сюрпризы: победителем третьего этапа стал Себастьян Феттель из «Ред Булл». Это первая победа в истории команды и вторая в карьере немецкого гонщика. Успех «Красного Быка» впечатляющ вдвойне -- вторым в Шанхае финишировал также представитель этой конюшни Марк Уэббер. Лидирующий в личном зачете Дженсон Баттон из «Брауна» закончил гонку на третьем месте.
Начало сезона в Королевских гонках производит странное, двойственное впечатление. С одной стороны, острая борьба, появление новых лидеров, интересные технические новинки добавляют чемпионату зрелищности и интриги. С другой -- споры вокруг регламента, провал ведущих команд, очередной скандал в «Макларене» не позволяют полностью сосредоточиться на событиях, непосредственно происходящих на трассе. Да и на самих трассах еще ни одна гонка не сумела оставить после себя ощущения целостности, завершенности. На первом этапе в Мельбурне столкновение «БМВ» Кубицы и «Ред Булла» Феттеля, претендовавших на финиш на подиуме, смазало концовку в общем-то достаточно логичной гонки и принесло дубль «Брауну». В Малайзии из-за дождя мы увидели только полгонки, в которой спортивное счастье опять сопутствовало Баттону, хотя назвать его победу полноценной не позволяет не только начисление половины положенных за нее очков, но и неудачный старт британского гонщика.
Поэтому в Шанхае, где пресловутые двойные диффузоры перешли на по-настоящему легальное положение, прежде всего хотелось получить ответы на многочисленные вопросы, возникшие после первых двух гонок. Во-первых, сможет ли кто-нибудь оказать сопротивление Баттону? Во-вторых, действительно ли весь секрет скорости «Брауна» заключен в диффузорах? Ну и, в-третьих, есть ли намеки на преодоление кризиса в «Макларене» и «Феррари» -- командах, имеющих наибольшую армию болельщиков. Однако после финиша гонки оказалось, что однозначно ответить на эти вопросы невозможно.
Да, Баттон на этот раз не блистал ни в гонке, ни в квалификации. В субботу он показал лишь пятое место, что легко объяснилось после публикации результатов контрольного взвешивания машин. Оба «Брауна», расположившиеся по соседству на четвертом и пятом местах, оказались почти на 20 кг тяжелее машины обладателя поула Феттеля. Примерно столько же весил и болид Уэббера, показавшего третий результат. На еще более легкой машине, а следовательно, и с меньшим количеством топлива провел квалификацию двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо, что позволило ему стартовать вторым. Большее количество топлива в баках позволяет пилотам «Брауна» выбирать более гибкую стратегию на гонку. Однако им не пришлось воспользоваться своим преимуществом.
Виной всему оказался дождь, сделавший старт китайской гонки похожим на финиш в Малайзии. Восемь кругов машины уныло рассекали лужи, следуя за пейс-каром. Это ломало любые планы на гонку, разработанные в командных штабах. К тому же в таких условиях гонщики проявляют дополнительную осторожность, особенно те из них, кому есть что терять. Возможно, поэтому Дженсон Баттон и не стремился во что бы то ни стало побывать в роли героя, предпочитая лучше финишировать в очковой зоне, чем бороться за сомнительную победу с риском оказаться где-нибудь на обочине с разбитым болидом. Пару раз он откровенно безвольно уступал пилотам «Ред Булл», не пытаясь защищаться от обгоняющих его соперников. Да и вообще, остается только гадать, сумел бы британец финишировать на подиуме, если бы не очередные проблемы, возникшие у «Феррари». В какой-то момент Фелипе Масса приблизился к Дженсону на достаточно опасную дистанцию, и надо же было такому случиться, что как раз в этот момент мотор на его машине заглох, и бразилец выбыл из борьбы.
Так что с оговорками можно признать, что «Браун-Мерседес» все еще позволяет Дженсону Баттону оставаться лидером в чемпионате. Но «Ред Булл» семимильными шагами сокращает техническое отставание от соперников. Чтобы этот процесс пошел еще быстрее, в Китай не поехал технический директор команды Эдриан Ньюи, в срочном порядке возглавивший работы по созданию нового диффузора. И Баттону остается надеяться, что до того как на машинах «Красных Быков» появится новинка, он сумеет увеличить преимущество.
А вот «Макларен» и «Рено» привезли обновленную аэродинамику уже в Китай. И по тому, как выстрелил в квалификации Алонсо, можно сказать, что двойные диффузоры дают ощутимую прибавку в скорости. При этом в «Рено» отказались от другой новинки сезона -- системы рекуперации энергии (KERS). Но это решительно никак не сказалось на результатах. Странный пит-стоп перед самым рестартом испортил гонку Фернандо Алонсо. Испанец оказался в хвосте пелотона и все оставшееся время прорывался обратно. Однако его усилий хватило только на то, чтобы подняться на девятое место. Нельсон Пике финишировал и вовсе последним, угодив к тому же в довольно редкую аварию: его машину развернуло, и она ударилась о пенопластовый столбик, предупреждающий о входе в поворот. Повреждения оказались незначительными, но поменять носовой обтекатель все же пришлось.
В «Макларене» KERS решили сохранить, несмотря на ее сомнительную эффективность. В дождевых условиях эта система и вовсе не дает никакого преимущества, и даже, как показывает печальный опыт «Феррари», может привести к поломке машины. Но и диффузоры, установленные в спешном порядке французами и англичанами, в дождь также не проявили себя панацеей от неудач. Более того, обычно хорошо выступающий на мокрых трассах Льюис Хамильтон на этот раз много ошибался. Хотя сваливать все на новый конструктивный элемент также неправильно, ведь второй пилот «серебряных стрел» Хейкки Ковалайнен пилотировал намного стабильнее, что и позволило ему впервые в этом сезоне добраться до финиша, да еще опередив своего титулованного напарника. Для «Макларена» финиш обоих пилотов в очковой зоне первая хорошая новость за последние полтора месяца.
И только в «Феррари» полная безнадежность. Если бы не авария Адриана Сутиля из «Форс Индия», который мог закончить гонку на шестом месте, скудерия осталась бы единственной командой, не набравшей ни одного очка. Впрочем, делить столь сомнительные лавры с записным аутсайдером -- утешение весьма сомнительное. Хотя Масса до схода демонстрировал неплохую скорость, Кими Райкконен смог побороться лишь за место в десятке. Это самый неудачный старт в сезоне команды из Маранелло начиная с 1981 года: тогда в первых трех гонках Дидье Пирони и Жиль Вильнев ни разу не смогли добраться до финиша.
Результаты. Чемпионат мира по автогонкам в классе «Формула-1». Гран-при Китая. 1. Феттель («Ред Булл») -- 1:57.43,4. 2. Уэббер («Ред Булл») -- 10,9. 3. Баттон («Браун») -- 44,9. 4. Баррикелло («Браун») -- 1.03,7. 5. Ковалайнен («Макларен») -- 1.05,1. 6. Хамильтон («Макларен») -- 1.11,8. 7. Глок («Тойота») -- 1.14,4. 8. Буэми («Торо Россо») -- 1.16,4. Чемпионат пилотов. Баттон -- 21 очко, Баррикелло -- 15, Глок -- 10, Феттель -- 10, Уэббер -- 9,5, Трулли («Тойота») -- 8,5. Кубок конструкторов. «Браун» -- 36, «Ред Булл» -- 19,5, «Тойота» -- 18,5, «Макларен» -- 8.
Дмитрий СИТНИК