Время новостей
     N°66, 17 апреля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.04.2009
В обход России
Туркменистан подписал с немецкой RWE меморандум о сотрудничестве
Ответ Ашхабада на прекращение Россией закупок туркменского газа не заставил себя долго ждать. Вчера в столице Туркменистана делегация немецкого концерна RWE, участвующего в трубопроводном проекте Nabucco, была принята президентом страны Гурбангулы Бердымухамедовым. После встречи председатель Госагентства по управлению углеводородными ресурсами Яшгельды Какаев и главный управляющий директор компании Юрген Гроссманн подписали меморандум о долгосрочном сотрудничестве. Это первый подобный документ между Ашхабадом и западной компанией, заинтересованной в закупках туркменского газа. И совсем неудивительно, что он подписан именно сейчас, через неделю после того, как Ашхабад обвинил «Газпром» в нарушении контракта и создании предпосылок для разрыва магистрального газопровода на туркменской территории.

Москва отреагировала мгновенно. Встречаясь с вице-премьером по ТЭК Игорем Сечиным и председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером, глава российского правительства Владимир Путин публично поручил им «поддерживать тесные контакты, согласовывать все свои действия с нашими стратегическими партнерами, прежде всего в Средней Азии» в связи «с известным падением потребления газа». «Пожалуйста, не забывайте про эту работу», -- наказал премьер. Г-н Сечин пообещал активизацию контактов, в частности в рамках подготовки к запланированной через неделю в Ашхабаде конференции по безопасности поставок энергоносителей. «У нас будут контакты с туркменскими партнерами, -- сказал он. -- Мы надеемся, что у нас будет возможность активизировать эту работу».

Как говорится в сообщении RWE, меморандум предполагает исследования и обсуждение прямых поставок газа из Туркменистана в Германию, а также вовлечение немецкой компании в разведку и разработку газовых ресурсов на шельфе Каспия. «Они будут работать над разработкой нефти и газа на 23-м блоке туркменского шельфа», -- заявил г-н Бердымухамедов.

И хотя подписанный вчера документ еще нельзя назвать соглашением и тем более контрактом, переговорный процесс между европейцами и туркменами перешел некий Рубикон.

Г-н Бердымухамедов наглядно продемонстрировал Москве, что готов найти альтернативного покупателя на углеводороды. По словам главы RWE, «это большой шаг к будущим контрактам с Туркменистаном по поставкам газа». «Это приведет к дальнейшей диверсификации туркменского экспортного портфеля и повысит безопасность газоснабжения Германии и Европы», -- считает г-н Гроссманн.

RWE является одним из участников проекта Nabucco -- газопровода из Турции через Балканы в Центральную Европу, который пока не имеет гарантированных объемов сырья. Кроме того, после того как Еврокомиссия прошлой осенью сместила акцент от поддержки собственно Nabucco к продвижению «Южного газового коридора» (весь маршрут от Каспия до ЕС в обход России), RWE вместе с австрийской OMV учредила в Лондоне проектную компанию Caspian Development для исследования возможностей транспортировки туркменского газа. Речь идет о проработке участка по дну Каспия и транзита через Закавказье в Турцию. И вот теперь меморандум с владельцем ресурсов.

Кроме того, RWE обязался приглашать туркменских специалистов на стажировку на свои объекты в Европе (первая группа из 20 человек поедет изучать немецкий опыт уже в апреле), а также вместе с правительством Германии финансировать программы по изучению в Туркменистане немецкого языка. Кстати, в ходе европейского турне прошлой осенью г-н Бердымухамедов выступил в Германии с докладом на немецком языке перед аудиторией.

Впрочем, пока туркменам некому, кроме «Газпрома», поставлять большие объемы газа. А значит, доходы по контракту с российским концерном на сегодняшний день единственный крупный источник пополнения казны Туркменистана (около 8 млрд долл. ожидается в 2009 году). Такое положение вещей продлится как минимум два-три года, пока не будет готова новая экспортная труба в Китай. Формально ее планируют ввести в строй в следующем году, но прокачку значительных объемов она сможет выйти не раньше чем в 2012--2013 году. Собственно, этот срок и остался у Москвы, чтобы добиться от Ашхабада отказа от линии на поставки газа в Европу в обход России.

«Газпром» закупает у «Туркменгаза» 40--42 млрд кубометров в год. С 1 января 2009 года цена определяется по формуле, привязанной к ценам в Европе, за вычетом расходов на транзит и маркетинг. По экспертным оценкам, в первом квартале туркменский газ на границе с Узбекистаном обходился «Газпрому» в 310--315 долл. за тысячу кубометров. Российская компания исправно закупала среднеазиатский газ, несмотря на украинский кризис и резкое падение экспорта газа в Европу и СНГ. Однако в конце марта после неудачных переговоров о развитии сотрудничества, которые состоялись в ходе визита в Россию г-на Бердымухамедова, подход изменился. Туркменский лидер не захотел предоставить «Газпрому» особый статус в сфере добычи и экспорта дополнительных объемов газа. Более того, рассчитывал на крупные инвестиции в туркменскую инфраструктуру без предоставления гарантий того, что она не будет использована для поставок газа другим покупателям.

В начале апреля «Газпром» резко снизил отбор газа, предварительно уведомив «Туркменгаз», что вызвало негодование Ашхабада. К тому же на одной из веток Средняя Азия -- Центр произошел разрыв трубы (скорее всего из-за несогласованных действий диспетчерских служб, обслуживающих газопровод), что дало повод туркменскому МИДу выступить с жесткими заявлениями в адрес «Газпрома». Поставки туркменского газа с тех пор полностью приостановлены.

Помимо финансового голода, который может ожидать туркменское руководство, в случае длительной остановки закупок со стороны «Газпрома» за Кремль играют три фактора. Во-первых, в Туркмении отсутствует инфраструктура для доставки газа от месторождений на востоке страны до берега Каспия. Ашхабад, судя по всему, серьезно рассчитывал построить ее за российский счет (настолько серьезно, что, приехав из Москвы, г-н Бердымухамедов объявил международный тендер на строительство, который состоится в июне; правда, реализовывать этот проект без поступлений от экспорта газа будет не на что). Во-вторых, у строительства Транскаспийского газопровода есть серьезная дипломатическая преграда -- неурегулированность статуса Каспия. Жесткая позиция Ирана, требующего поделить море на пять частей, делает прокладку трубы крайне рискованным мероприятием. В-третьих, Европарламент последовательно тормозит вопрос о торговом соглашении ЕС и Туркменистана из-за проблем с правами человека в этой стране, что крайне осложняет возможности крупных западных инвестиций в туркменский газовый сектор.

Гурбангулы Бердымухамедов в среду принял помощника государственного секретаря США по странам Южной и Центральной Азии Ричарда Баучера, сообщает Государственная информационная служба Туркменистана. Гость передал Бердымухамедову теплые слова приветствия от президента США Барака Обамы и его новой администрации, а также заявил о готовности США оказать всяческое содействие в претворении в жизнь всех реализуемых в стране преобразовательных программ. В свою очередь Гурбангулы Бердымухамедов отметил, что Туркменистан открыт конструктивному взаимодействию и видит широкие возможности для успешного сотрудничества с американскими партнерами в самых разных сферах, включая топливно-энергетический сектор, образование и сельское хозяйство, где уже накоплен большой позитивный опыт совместной работы. Г-н Баучер сообщил, что для участия в запланированной на конец апреля международной конференции «будет направлена официальная делегация США, в состав которой войдут также представители крупного американского бизнеса». Он подчеркнул огромную заинтересованность американских компаний в установлении взаимовыгодного партнерства в нефтегазовой сфере. «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»

Алексей ГРИВАЧ