|
|
N°67, 20 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Героика среднего класса
Оперный конкурс завершился предсказуемо
Оперный конкурс не был похож на битву титанов. Его можно было бы даже назвать слабым, если бы главным в нем не стало созерцание плавно размытого по стране общего уровня оперной сцены. Средняя температура по этой больнице оказалась субфебрильной -- слегка унылые 37,1--37,3. Посему то обстоятельство, что главные премии в оперном жанре вручены, по сути, «за героизм», вызывает понимание.
«Лучшим спектаклем» стала россиниевская «Золушка» театра «Зазеркалье» (СПб) -- миловидный проект, самый благообразный, открытый публике и веселый из представленных. Море шуток и обаяния (Принц на велосипеде, злые сестры заняты фитнесом), нежный дизайн (передвигающиеся по сцене большие листы партитуры), ярко сыгранные роли и общий музыкальный героизм. В том смысле, что всем известно, -- головокружительного Россини в нашей местности качественно исполнить попросту невозможно. Ан нет, уже вторая россиниевская постановка получает «Золотую маску» по соломоновым причинам (первой была опера «Путешествие в Реймс», не менее миловидно поставленная силами молодежной академии Мариинского театра). Потому что поем или не поем, но заметно, что очень стараемся (Павел Бубельников -- «Лучшая работа дирижера в оперном театре»). В целом получается изящно; экспертное сообщество ценит усилия; зрителю очень нравится. Словом, надо ставить. Потом распоемся.
Вторая «героическая» премия отошла режиссеру Пермского театра оперы и балета Георгию Исаакяну -- «Бертману российской провинции». Он давно ждал свою «Маску». Обижался и не номинировался, одновременно устраивая в Москве «внемасочные» гастроли. Потом опять стал бороться. И вот свершилось. «Орфей» Монтеверди сокрушил стену непонимания, хотя вид и звучание его были так же амбициозны и одиозны, как предыдущие работы. Вместо, к примеру, «сортирной драмы», какой была недавно «Кармен» Бизе, мы увидели авангардистское бульварное чтиво (по изысканной музыке) с Хароном в телогрейке и Стиксом в морге с трупами. Несколько старинных инструментов для убедительности. Прочее -- в приблизительном стиле. Вообще поставить в Перми не «Ивана Сусанина», а «Орфея» -- это даже более, чем героизм. Нет предмета для спора.
Художник «Орфея» Эрнст Гейдебрехт тоже выиграл. В частности, у Зиновия Марголина, создавшего феерическую сценографию мариинских «Братьев Карамазовых» (Марголин еще работал художником в «Коньке-Горбунке» МХТ, который стал лучшим мюзиклом). Но «Карамазовы» -- вероятно, по причине тяжелой музыки (явно хуже Монтеверди) -- на жюри впечатления не произвели. Хотя Алексей Марков (Иван) все же получил «Маску», оставив без оной Николая Гассиева (Федор Павлович). Другой мариинский продукт -- «Очарованный странник» удостоился награды в двух номинациях. Новая гергиевская звезда Кристина Капустинская отмечена за лучшую женскую роль. Родион Щедрин -- неудивительным образом -- как лучший композитор.
Спецприз жюри улетел в Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) за любопытную оперу «Александр Македонский» проигравшего композитора Александра Кобекина. Формулировка -- «За создание современного спектакля на основе национального эпоса». То есть снова за героизм. Ну да, бьемся, стараемся. Еще повоюем.
Юлия БЕДЕРОВА