Время новостей
     N°79, 06 мая 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.05.2002
Погром в честь весны и труда
Первомайские бесчинства в Берлине
Самыми крупными за последние годы беспорядками ознаменовался нынешний Первомай в Берлине. Погромы приняли такой масштаб, что встревожили не только местные власти, но и Вашингтон. В преддверии запланированного на 22--23 мая визита в немецкую столицу президента Джорджа Буша спецслужбы США потребовали от Федерального ведомства уголовной полиции и других полицейских инстанций на период подготовки и проведения визита беспрекословно выполнять указания руководства передового отряда американской секретной службы. Между тем на стенах берлинского района Кройцберг, ставшего центром волнений, появились листовки «А теперь Буш!». Там, в зоне «классовых боев», побывал 1 мая корреспондент газеты «Время новостей» Иван СУХОВ.

Первомайские бесчинства повторяются в Берлине не первый год. Первая кровь пролилась здесь 1 мая 1987 года: 900 человек бились с полицией 12 часов. По нынешнему маршруту из Восточного Берлина в Западный «революционная первомайская демонстрация» ходит уже 11 лет, и каждый раз в Кройцберге, бывшем студенческом районе, который ныне практически полностью заселен иммигрантами, в основном турками, доходит дело до камней, водометов и сожженных машин.

В этом году полиция Берлина, усиленная отрядами из других федеральных земель, получила предписание городского сената вести себя во время уличных акций максимально сдержанно. Днем 1 мая стражи порядка лениво грелись на солнышке под многочисленными плакатами с изображением Маркса, Ленина и Мао. Вообще царила идиллия: в открытых кафе как ни в чем не бывало сидели посетители. На главной площади -- мирная антивоенная манифестация, человек сто, половина речей -- на турецком. Лозунги тоже по-турецки: «Остановите глобальную войну!», «Ура маоистским повстанцам Непала!», «Руки прочь от Афганистана!». О том, что накануне, в праздник Вальпургиевой ночи, 30 апреля, здесь уже бушевали леваки, напоминает разве что закрытый супермаркет «Плюс», который разграбили вчера вечером.

К вечеру публика начинает меняться: вместо обычных горожан, пожилых хипарей и убежденных коммунистов появляются уличные бойцы, совсем молодые люди. Здесь их называют «автономными левыми», никто толком не знает, к какому движению или партии они относятся. На подмогу берлинским «автономам» приехали единомышленники из Мюнхена, Гамбурга, даже Белграда. Лозунгов у них в общем-то, нет -- занимает сам процесс погромов. К семи вечера «процесс» уже в разгаре. А спустя два часа к Кройцбергу подходит колонна антифашистов и левых радикалов, несколько тысяч человек пришли сюда из центра города, от офиса Партии демократического социализма (бывшая хоннекеровская СЕПГ). Мирная демонстрация стремительно перерастает в побоище: демонстранты втягиваются на площадь и оказываются в котле.

-- Мы должны были пройти на Ораниенплатц и там разойтись после заключительного митинга, но полиция перекрыла улицу, -- кричит в микрофон один из организаторов. -- На этой площади мы в полицейском кольце. Желающие могут расходиться, те, кто хочет, могут остаться.

Желающих уйти немало: организаторы с этой минуты отвечать ни за что не хотят. Однако площадь перекрыта полностью. Еще минута, и вот летит первый камень, взрывается снопом искр первая петарда. Дальнейшее происходит в мгновение ока: экстремисты атакуют полицейский кордон одновременно в разных местах, отовсюду слышен дробный град камней по пластиковым щитам и каскам. Камни, летящие из задних рядов, попадают не только в «классового врага», но и в своих. Местами полицейские переходят в контратаку, и тогда демонстранты бросаются бежать, сбивая с ног растерянных «мирных», которые оказываются в «мертвой зоне» между орущей толпой и полицией. Очагов столкновений по периметру площади сразу несколько, и они перемещаются -- с такой скоростью, с которой может бежать человек. Отступая, демонстранты успевают устраивать баррикады из мусорных контейнеров, опрокидывать и поджигать автомобили. В ответ полиция применяет водометы. В ходе столкновений 1 мая ранено 83 полицейских, большинство из них, впрочем, осталось в строю. «Зачистить» площадь в Кройцберге удалось в течение полутора часов, но полицейские сирены выли в городе до самого утра. А утром начался подсчет убытков: несколько сожженных машин, груды мусора, разграбленный супермаркет -- опять этот несчастный «Плюс».

Арестованные исчисляются сотнями, убытки города -- миллионами. Берлин, балансирующий на грани банкротства до такой степени, что не может позволить себе включить на лето фонтаны, очень хотел «сэкономить» нынешний Первомай. Всюду в городе даже расклеили плакаты с выразительными фотографиями прошлогодней разрухи: «Берлин должен экономить». Сэкономить не получилось.

Иван СУХОВ