|
|
N°66, 17 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Одна голова хорошо, а три плохо
Глава РСПП сетует на несогласованность позиции властей по отношению к бизнесу
В период кризиса бизнес смущает «несогласованность» властей по отношению к предпринимательскому сообществу. "Одна голова дышит в сторону бизнеса огнем увеличения налоговых нагрузок, вторая рассказывает басни о будущих налоговых льготах, третья усыпляет бдительность бизнеса обещанием системных стратегических решений», -- так в лучших традициях российских былинных сказаний описал взаимоотношения бизнеса и власти глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин на форуме, организованном РСПП.
Г-н Шохин, впрочем, отметил, что у РСПП уже есть договоренности с Минэкономразвития по поводу развития налоговой реформы в части возмещения НДС, повышения амортизационной премии. Но «останутся ли эти договоренности в силе -- это большой вопрос. Не хотелось, когда в дело вступит тяжелая бюджетная артиллерия -- Минфин, чтобы эти договоренности остались под сукном», -- признал Александр Шохин. Глава союза промышленников и предпринимателей позволил себе покритиковать естественные монополии, которые также относятся скорее к государству, чем к бизнесу, но оказывают на последний значительное влияние. По мнению г-на Шохина, монополиям прежде всего нужно искать пути оптимизации расходов, а не пытаться решать проблемы собственной неэффективности за счет роста тарифов.
Бизнес в лице Александра Шохина также обеспокоен переходом частных активов в собственность государства и компаний с госучастием. Г-н Шохин напомнил, что рост государства в экономике никогда не рассматривался РСПП как позитивно влияющий на состояние делового климата. «Возникает неясность перспектив от кризисной приватизации как для самих национализируемых предприятий, так и для потенциальных инвесторов», -- уверен г-н Шохин.
Разумеется, Александру Шохину по статусу положено выражать интересы крупного российского бизнеса, выказывать обеспокоенность, предъявлять претензии, добиваться поблажек. Но не стоит забывать, что бизнес неоднороден по своей сути, и сложно привести к общему знаменателю, например, стремления автомобильной и сталелитейной промышленности. Да и власть в России, хотя и существует внутри жесткой вертикали, вбирает в себя разнообразные бизнес-интересы.
«С моей точки зрения, позиция властей, выраженная в антикризисном плане, вполне согласованная, в том смысле, что она компромиссная, -- говорит Евгений Надоршин, главный экономист НБ «Траст». -- Но так всегда и происходит: кто-то готов идти дальше, и расширять антикризисный план, кто-то считает, что и так уже дали слишком много. В результате находится компромисс, который и отражен в программе». Эксперт отмечает, что, конечно, властям трудно выработать согласованную позицию, в том числе, из-за отсутствия согласованности среди самого бизнеса. «Интересы различных сегментов иногда совершенно разнонаправленны, каждый пытается отстоять собственную позицию, возникает лоббизм», да и лично Александр Шохин -- это пример цивилизованного лоббизма, что, впрочем, совершенно не упрек, говорит г-н Надоршин. «Да и современные политические системы не способствуют единству мнений, определенное разнообразие банально востребовано обществом», -- признает экономист. Поэтому согласованности действительно трудно достичь, но всегда можно найти компромисс: «Антикризисная программа приемлема, адекватна, не идеальна. При этом для каждого бизнесмена несогласованность -- это когда не дали денег ему лично».
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, полагает, что бизнес и власть должны быть вполне довольны друг другом: «Бизнес для государства -- дойная корова, и это для него (бизнеса. -- Ред.) даже неплохо: дойных коров редко бьют и почти никогда не режут». А вот претензии конкретно к антикризисному плану заключаются скорее не в его «несогласованности»: «Антикризисная программа -- это описание решений, которые уже приняты, это не план, а отчет о проделанной работе», -- полагает экономист. "При этом уже принятые меры скорее подталкивают бизнес к спекуляциям, а не к реальной работе по выходу из кризиса: нет условий предоставления поддержки, не ставятся задачи, не определены критерии оценки проведенных мероприятий. Программа не несет положительного эффекта ни для экономических субъектов, ни для общества", -- полагает г-н Делягин.
Юлия МИРОНОВА