Время новостей
     N°66, 17 апреля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.04.2009
Узкий вход на рынок власти
Уменьшение числа подписей на выборах не увеличивает шансы непарламентских партий
В среду Госдума в первом чтении приняла внесенный президентом Дмитрием Медведевым законопроект, который призван упростить процедуру регистрации списков кандидатов в депутаты на федеральных парламентских выборах. Речь идет о поэтапном сокращении числа подписей избирателей, которые необходимо собрать в поддержку выдвижения списков кандидатов.

На сегодня действующее законодательство требует от непарламентских партий предоставить в Центризбирком 200 тыс. достоверных автографов. В случае принятия законопроекта на выборах 2011 года эта планка снизится до 150 тыс. подписных листов, а в следующем электоральном цикле -- до 120 тыс. На каждый субъект федерации при этом должно будет приходиться не более 5 тыс. автографов (сейчас не более 10 тыс.). Напомним, что в феврале этого года институт избирательного залога был отменен на выборах всех уровней (кампания по выборам мэра Сочи -- последняя, где залог еще действует). Поэтому регистрация по подписным листам -- отныне единственный способ принять участие в выборах для партии, не имеющей фракции в Госдуме. Парламентские партии по-прежнему будут пользоваться правом автоматической льготной регистрации. Все вышеперечисленные правила в равной степени относятся и к регистрации партийных кандидатов на выборах президента.

Кроме того, законопроект предусматривает особые льготы для тех политических сил, которые сумели провести своих депутатов в региональные законодательные собрания как минимум в трети субъектов федерации. В этом случае партия также сможет автоматически получить регистрацию на федеральных выборах наравне с думскими. Однако в обозримом будущем этой поблажкой воспользоваться будет некому: в абсолютном большинстве региональных парламентов представлены, как правило, именно четыре думские партии -- "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия". Случаи, когда до распределения мандатов в региональных законодательных собраниях удается добраться иным политическим силам, единичны.

Председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству единоросс Владимир Плигин, комментируя принятый законопроект по горячим следам, заявил, что он направлен «на стимулирование политической активности партий и на демократизацию избирательной системы России в целом». Однако эксперты не могут безоговорочно согласиться с этой оценкой.

«С точки зрения институтов этот законопроект, как и ряд других, действительно либерализует правила игры, делает их более демократическими, -- отмечает руководитель аналитического департамента Центра политических технологий Татьяна Становая. -- Но с точки зрения функционирования режима они не меняют его качества, не предоставляют новых возможностей для оппозиции и не расширяют входы во власть. Если в стране серьезную роль играет фактор административного ресурса, то по большому счету неважно, сколько подписей надо собрать -- 200 или 150 тыс. С дистанции могут снять в любом случае. Поэтому этот законопроект пока не окажет ни на что решающего влияния».

В то же время г-жа Становая отмечает, что хотя сегодня новые нормы будут работать вхолостую, они могут оказаться востребованными в будущем. «Если сам режим изменится, если у власти не будет такого высокого рейтинга доверия, то эти институциональные послабления, которые сейчас кажутся косметическими, начнут действовать и предоставлять более широкие возможности оппозиции», -- считает эксперт, предостерегая в то же время от излишнего оптимизма в связи с мнимой политической оттепелью: «Связывать с новыми нормами какие-то серьезные ожидания сегодня не стоит. Скорее это жест со стороны президента, показывающий, что страна будет двигаться от ручного управления к развитию политических институтов, хотя об изменении самого режима речь пока не идет».

Наталья РОЖКОВА