Время новостей
     N°65, 16 апреля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.04.2009
Умер Морис Дрюон
Морис Дрюон, пожизненный секретарь Французской академии, писатель, государственный человек, родился в 1918 году в Париже.

Литературой он начал заниматься во время второй мировой войны, когда он, участник боев на Луаре, член Сопротивления, выступал с «Письмами к европейцу» по радио из Лондона, написал вместе со своим дядей по отцу знаменитую «Песню партизан» для отрядов маки, работал военным корреспондентом в Северной Африке. Первая его книга «Последний отряд», опубликованная в 1940 году, была документальным очерком военной жизни и успеха не имела. Только в 1948 году, с выходом первой части трилогии «Конец людей» (у нас ее первая часть издавалась под названием «Сильные мира сего»), к нему пришла слава. Дрюон получил Гонкуровскую премию, по его роману сняли весьма популярный тогда фильм с Жаном Габеном в главной роли. После публикации всей трилогии о распаде некогда могущественных и богатых семей Шудлеров и де ла Моннери за Дрюоном укрепилась репутация писателя тенденциозного, антибуржуазного, склонного к гипертрофированному натурализму, последователя метода Золя. Он симпатизирует коммунистам, призывает к сближению с ними, но в партию не вступает, подвергается критике и справа и слева, ратует за обновление, которое должно привести к «коллективизму и изобилию», призывает художников покинуть башню из слоновой кости, принять участие в общественном движении.

В 1952 году Дрюон впервые приезжает в СССР в качестве журналиста, участника экономического форума. В то время советская пресса еще не знает о его российских корнях (его отец, актер Лазарь Кессель, покинул родной Оренбург еще в 1908 году, в возрасте 11 лет), зато публике известно о его прогрессивных взглядах.

В 1961 году Дрюон снова приезжает в Советский Союз, ездит по всей стране и объявляет о своем намерении писать «Сагу о России», книгу о становлении русской нации и русской государственности, однако этот замысел так и остался нереализованным.

Правда, из его главной трилогии в СССР в 1965 году напечатают только первую часть, две другие показались тогда слишком натуралистичными, чернушными и, скорее всего, главное -- эротическими. Обличение буржуазии приняло слишком радикальные для чопорного советского общества формы.

Зато исторические романы Дрюона из серии «Проклятые короли» были у нас в большом ходу, одной из самых ходовых валют наряду с Дюма и «Женщиной в белом».

В 1967 году Дрюона выбирают членом Французской академии. И с тех пор он почти перестает писать романы, занимаясь публицистикой, защищая чистоту французского языка.

Главной его деятельностью становится политика, он является одним из ближайших соратников Шарля де Голля, в 1973--1974 годах, при президенте Жорже Помпиду, занимает пост министра культуры Франции, становится депутатом Национального собрания страны и Европарламента...

В Россию Дрюон приезжает регулярно и при Хрущеве, и при Брежневе, и при Ельцине. То он с Виктором Черномырдиным совершает поездку в Оренбург, то встречается с Владимиром Путиным, чьим горячим и последовательным сторонником остается до конца жизни, называя его своим «главным русским другом».

У него были своеобразные взгляды. Дрюон признавался, что главным русским писателем для него всегда был Лев Толстой, при этом восхищался Иваном Грозным, говорил о своем уважении к Сталину, называл его «неплохим политиком», «полезным для России». У него было свойство настоящего дипломата -- он умел найти поводы для искреннего восхищения. До конца жизни он сохранял любовь к хорошему кофе, конным прогулкам («Если меня посадить на лошадь, -- говорил он, -- то я с удовольствием на ней проедусь»), щегольской одежде и ярким речевым оборотам. Писал мемуары.

Умер он, не дожив девяти дней до своего дня рождения, 23 апреля ему исполнился бы 91 год.

Глеб МЫШКИН