|
|
N°65, 16 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не прошло и полгода
Сильнейшие гонщики мира вновь собрались в Шанхае
Изменение порядка проведения этапов «Формулы-1» в этом сезоне привело к тому, что между двумя гонками в китайском Шанхае не прошло и полгода. Но сейчас уже трудно представить, что два нынешних лидера чемпионата Дженсон Баттон и Рубенс Баррикелло, выступающие в главной сенсации сезона команде «Браун», в 2008 году заработали на двоих очков меньше, чем один Баттон за первые две гонки 2009-го. О легкой победе, одержанной полгода назад Льюисом Хамильтоном и, по сути, открывшей британцу дорогу к титулу, гонщику «Макларена» теперь остались лишь воспоминания. Одно очко, которое ему удалось записать на свой счет на старте этого сезона после дисквалификации в Австралии и урезанной гонки в Малайзии, вряд ли укладывается в понятие «чемпионский график». Однако даже в этих стартах Льюис показал, что, несмотря на некоторые проблемы с новой машиной, он все еще остается одним из сильнейших пилотов Больших призов, готовых биться за каждое очко.
Но сейчас, кроме чисто технических проблем у действующего чемпиона появилась еще одна забота: избежать более строгого наказания за историю с обманом судей, в которую он вляпался в Австралии благодаря не очень обдуманным действиям со стороны некоторых членов его команды. Хамильтон и сам не ангел: он уже не впервые оказывается в эпицентре темных историй, которые в «Макларене» по странному стечению обстоятельств стали возникать с приходом британца с пугающей регулярностью. Видимо, в федерации также взяли на заметку этот факт и решили хорошенько проучить молодую звезду. Иначе трудно объяснить, почему в ФИА не желают побыстрее забыть это происшествие. К тому же Хамильтон в этой истории выглядит скорее потерпевшим, чем виноватым. Его лишили очков -- как заслуженных, так и незаслуженных. На него обрушился такой поток критики, что, как признался сам Льюис, у него возникло желание немедленно закончить профессиональную карьеру. И до нового слушания дела ему придется свыкнуться с чувством вины, которое федерация и особо рьяные поборники чистоты спортивных принципов из числа журналистов пытаются ему навязать.
Да, постепенно всплывают новые детали, но ведь гонщик и команда уже понесли наказание. Но дело разрастается: уже официально выдвинуто обвинение против команды, и назначена дата чрезвычайного заседания Всемирного совета автоспорта -- 29 апреля. «Серебряные стрелы» обвиняются ни много ни мало в подрыве спортивного имиджа «Формулы-1», что грозит команде возможной дисквалификацией. Правда, здесь все зависит от благосклонности судей, так как никакие четкие санкции за такого рода проступки нигде не прописаны. Поэтому ждать можно любого решения, но скорее всего все обойдется условным наказанием, денежным штрафом или даже окажется достаточно формального извинения со стороны команды и гонщика. Хотя, по слухам, на случай самого сурового наказания -- дисквалификации «Макларена» -- у чемпиона уже есть запасной вариант: он займет место Рубенса Баррикелло в «Брауне». Впрочем, вероятность такого перехода кажется столь же ничтожной, сколь и возможность снятия «Макларена» с чемпионата.
Вообще от практики отложенных наказаний и длительного рассмотрения протестов и апелляций в «Формуле-1» давно следует отказаться. Когда сезон уже в разгаре, а над одной или несколькими командами висит угроза штрафа, дисквалификации или запрета какого-нибудь технического элемента, да еще при отсутствии толкового свода правил, подобные долгие разбирательства способны погрузить чемпионат в хаос. Самый свежий пример -- протест, поданный на использование «неправильных» диффузоров на машинах «Браун», «Тойота» и «Уильямс». Если бы суд ФИА удовлетворил требования четверки ведущих команд, среди которых оказалась могущественная «Феррари», и признал незаконность этих разработок, пришлось бы аннулировать результаты этой троицы на двух первых этапах и полностью перекроить всю таблицу в личном и командном зачете. Последствия такого «торжества справедливости» страшно представить: протесты бы полились рекой по самым разным, порой ничтожным поводам, итоги любой гонки считались бы предварительными вплоть до особых распоряжений, а судьба чемпионского титула решалась бы не на трассе, а в зале суда.
Но федерация не захотела рыть себе яму, которая могла оказаться могильной, -- во вторник судьи отклонили апелляцию «на основании заслушанных аргументов и доказательств». Но все же главным доводом для суда скорее всего было желание выйти из этого нефинансового кризиса с минимальными потерями. Ведь во всем этом безобразии была виновата сама ФИА: растолкуй чиновники спорные положения регламента чуть подробнее хотя бы за месяц до начала чемпионата, и скандал удалось бы замять. Большинство команд успело бы подготовиться к старту при любом решении. Но этого сделано не было, и пожар пришлось тушить уже на ходу.
Как оказалось, на разработку новых диффузоров потребовалось намного меньше времени, чем на установление их легальности. Уже в Китае свои новинки готовы показать конструкторы «Рено», «Феррари», «Макларена»... А есть еще Эдриан Ньюи из «Ред Булл», которого не зря называют «гением воздуха»за удивительные идеи в области аэродинамики. Правда, насколько они смогут быстро и эффективно решить поставленную задачу в отсутствие тестов, запрещенных в этом году до конца сезона, предсказать невозможно. Во всяком случае, Гран-при Китая открывает новую сюжетную линию этого чемпионата. Не прошло и полгода.
Дмитрий СИТНИК