|
|
N°79, 06 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Главная задача -- банкротство»
У банка ИБК отозвана лицензия
Накануне праздников ЦБ отозвал лицензию у оскандалившегося в конце прошлого месяца ОАО «Инвестиционная банковская корпорация» (ИБК). Теперь, как сообщил корреспонденту газеты «Время новостей» один из высокопоставленных чиновников Банка России, ИБК ждет процедура банкротства. Осталось только выяснить, кто стоит за падением одного из лидеров рынка потребительского кредитования, занимавшего по состоянию на 1 марта 17-е место среди российских банков по величине собственного капитала (3,36 млрд руб.) и 44-е место по размеру чистых активов (6,1 млрд руб.).
В середине прошлого года ИБК контролировала 70% рынка автокредитования и 48% всех ипотечных кредитов. Однако уже в декабре у банка начались проблемы. По свидетельствам информированных источников в банковских кругах, с начала года ИБК систематически задерживала выплаты клиентам и начала постепенно сворачивать большинство своих программ. Месяц назад крупнейшие партнеры банка, такие как «Роснефть» и «Дельта-кредит», прекратили все свои операции с ИБК. А в последние дни апреля история его финансовой несостоятельности начала стремительно развиваться. Неожиданно в отпуск ушел председатель банка Антон Мельников, и на рынке тут же поползли слухи о его добровольной отставке из-за разногласий с другими руководителями. Еще через неделю ЦБ стало известно о проблемах в банке, и 24 апреля туда была введена временная администрация. Уже 30 апреля неутешительный вердикт администрации был готов, лицензию отозвали.
Узнав об отзыве лицензии, сотрудники банка отказались давать официальные комментарии. Г-на Мельникова уже несколько дней не могут найти даже его коллеги (кстати, недоступен и интернет-сайт банка). За время работы временной администрации из банка уволилось около 300 сотрудников. Однако источник, хорошо осведомленный о состоянии дел в банке, рассказал корреспонденту газеты «Время новостей»: «Последние события -- это только следствие длительного и планомерного вывода основной денежной массы из банка. Началось это еще в апреле прошлого года. Большая часть кредитов выдавалась «своим». До декабря банку хватало ресурсов, чтобы держаться на плаву, но потом начались очевидные сбои. С этого момента достоверная отчетность тщательно скрывалась. Сейчас «дыра» между требованиями и обязательствами банка составляет не менее 2,4 млрд рублей, из которых 234 млн -- долг перед вкладчиками, и 52 млн -- бюджетный долг. Кроме того, многие сотрудники так и не получили часть своей зарплаты». По словам источника, ИБК постоянно увеличивала объем своих краткосрочных обязательств, покрывая их за счет межбанковских кредитов и таким образом все глубже увязая в долгах.
Ситуация, о которой рассказал источник газеты, по времени совпадает с изменениями в руководстве ИБК. В апреле прошлого года в должность председателя совета директоров вступил Григорий Гайцгори, контролирующий, по сведениям из информированных источников, почти 90% акций банка и занимавший несколько лет назад кресло председателя ИБК. Получить комментарии у самого г-на Гайцгори не удалось.
«Сейчас главная задача -- банкротство ИБК, -- сказал корреспонденту газеты «Время новостей» один высокопоставленный чиновник Центробанка, -- но при этом надо бережно отнестись к его активам и постараться сохранить их». Кто будет банкротить ИБК, пока неизвестно. Однако стоит отметить, что в состав временной администрации от ЦБ вошли и сотрудники Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), известного своим богатым опытом в этом вопросе. Похоже, ЦБ действительно склонен видеть в АРКО зачаток постоянного корпоративного ликвидатора, и в конце концов доверит ИБК именно ему.
Анна ЛЮБИМЦЕВА