Время новостей
     N°79, 06 мая 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.05.2002
«МиГи» не долетели
Наша боевая авиация несет потери в небе над Берлином
Сегодня в аэропорту Шенефельд, в пригороде Берлина, открывается международный аэрокосмический салон ILA-2002. Проводящийся раз в два года в столице Германии, салон традиционно считается одной из престижнейших выставочных площадок мира: в Европе с ILA могут соперничать только лондонский Фарнборо и парижский Ле-Бурже. Для российской же авиационно-космической промышленности главным европейским «плацдармом» до сих пор являлся, пожалуй, именно берлинский авиасалон. Москва активно участвовала в ILA с самой первой выставки в Берлине, а традиционно тесные связи с германской авиационной промышленностью помогали успешной рекламе российских новинок. Нынешний салон преподнес неприятный сюрприз: буквально за пару дней до его открытия стало известно, что Россия вынуждена принципиально сократить свое участие в ILA. Одна из крупнейших национальных авиастроительных корпораций -- «МиГ» -- объявила о том, что не будет посылать для участия в берлинском салоне новый экспортный вариант своего истребителя МиГ-29М2. Официальные лица корпорации объясняют это неожиданное решение тем, что германская сторона отказывается предоставлять гарантии защиты авиатехники в случае очередных попыток швейцарской фирмы Noga наложить на нее арест.

Как следует из распространенного накануне открытия ILA-2002 госкомпанией «Рособоронэкспорт» информационного сообщения, «центральное место в российской экспозиции занимает новейшая модификация самолета МиГ-29 -- двухместный многоцелевой истребитель, способный применять широкий спектр управляемых средств поражения классов «воздух--воздух» и «воздух--поверхность». Самолет обладает высокими показателями надежности, безопасности, боевой эффективности в сложных условиях применения, превосходными летно-техническими и эксплуатационными характеристиками, совершенной логистикой и невысокой стоимостью эксплуатации. Накануне открытия салона истребитель совершил беспосадочный перелет из России в Германию». С последним утверждением в «Рособоронэкспорте» явно поторопились: «центральное место российской экспозиции» на сей раз останется пустым. Насколько оправданны ссылки на угрозу ареста самолетов в качестве российского имущества, достоверно неизвестно. Впрочем, летом прошлого года российским самолетам Су-30МК, МиГ-АТ, Ту-214 и Ил-76 пришлось в спешном порядке покидать экспозицию парижского Ле-Бурже из-за требований компании Noga. Угроза ареста имущества заставила тогда российскую делегацию досрочно отправить домой все «летающие» экспонаты национальной экспозиции, хотя большинство из них и не являлось с юридической точки зрения «федеральным имуществом», на которое могли бы распространяться подобные санкции.

Любопытно, что другие российские авиапроизводители, похоже, не разделяют опасений своих коллег из фирмы «МиГ». По крайней мере в планах полетов на ILA продолжают фигурировать российский учебно-тренировочный самолет Як-130Д фирмы «Яковлев» и выпускаемый Иркутским авиационно-производственным объединением противопожарный самолет Бе-200. По мнению военно-промышленных источников газеты «Время новостей», это свидетельствует о том, что разногласия с немцами возникли именно у самолетостроительной корпорации «МиГ». И связаны они не столько с конкретными претензиями Noga, сколько с проблемами, возникшими в последние месяцы между германскими и российскими участниками проекта модернизации истребительного парка стран Центральной и Восточной Европы, на вооружении ВВС которых имеются МиГ-29. Проект предусматривал, что в модернизации истребителей наших бывших союзников по Варшавскому договору будут участвовать не только специалисты фирмы «МиГ», но и их коллеги из европейского концерна EADS. Однако в ходе подписания нынешней весной контракта с болгарской армией относительно 20 имеющихся у нее МиГ-29, немецкие авиапромышленники неожиданно оказались не у дел.

Юрий ГОЛОТЮК