|
|
N°64, 15 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И снова здравствуйте
Россия опять готовится занимать деньги за рубежом
На вчерашнем заседании расширенной коллегии Министерства финансов было озвучено несколько важных антикризисных решений. Принципиальным можно считать заявление о подготовке возвращения России в будущем году (впервые с 2000 года) на рынок внешних заимствований. Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин также предложил коллегам по правительству рачительней относиться к расходам на управленческую деятельность. А помощник президента Аркадий Дворкович призвал Минфин пересмотреть параметры дефицита бюджета на будущий год в сторону уменьшения.
Уже в текущем году правительство может организовать road show на внешнем рынке -- пока без привлечения заимствований, чтобы оценить возможности займа в году будущем. «Нам, наверное, стоит рассмотреть возможность выхода и на внешние рынки в 2010 году, а в этом году провести без заимствований road show, которое позволило бы инвесторам подробнее познакомиться с нашими задачами и планами», -- заявил Алексей Кудрин.
В конце прошлого года и начале нынешнего, когда стало понятно, что бюджет будет дефицитным, а дефицит -- большим, министр финансов и его непосредственный начальник премьер Владимир Путин не раз заявляли, что прибегать к внешним заимствованиям России пока рано. Но уже в конце марта прозвучали высказывания представителей Минфина и Центрального банка, что не стоит говорить о категоричном отказе от внешних займов.
В прошлом году Минфин на всякий случай увеличил предельный объем внутреннего долга на 2009-й, в частности, лимиты на облигации и госгарантии. В итоге, как ожидается, к концу года внутренний долг России достигнет почти 2,5 трлн руб. Большую часть долга составляют еврооблигационные займы, при этом в 2008 году доля внешних обязательств в общей сумме госдолга уменьшилась с 45,8 до 44,3%.
Как уточнил вчера директор долгового департамента Минфина Константин Вышковский, на первом этапе Россия может привлечь на внешнем рынке до 5 млрд долл. (чуть менее 170 млрд руб. по действующему курсу). «Начинать мы будем, безусловно, с небольших объемов, и это не столько решение проблемы дефицита бюджета, -- объяснил чиновник. -- Более того, говорить о реальных возможностях заместить те объемы, которые берутся из Резервного фонда, пока не приходится».
Потенциальный внешний заем в 170 млрд руб. действительно не выглядит гигантским. Напомним, что только в первом полугодии 2009 года на покрытие дефицита федерального бюджета из Резервного фонда будет направлено 1,6 трлн рублей.
По словам директора долгового департамента Минфина Константина Вышковского, возврат России на внешний рынок заимствований должен помочь отечественным компаниям определиться с собственными планами по формированию внешних долговых портфелей. Минфин не ставит своей задачей получение доступа к объемному источнику финансирования, это лишь «создание условий -- ориентиров, адекватных для корпоративных заемщиков», подчеркнул чиновник.
При этом в течение 2010 года Россия может провести не один заем, а несколько -- с различными сроками погашения, которые в любом случае будут больше одного года, возможно до трех-пяти лет. Говорить о более конкретных условиях, в частности доходности размещения, пока рано. Таким образом, в 2010 году может закончиться почти десятилетняя пауза во внешних заимствованиях: последний выпуск евробондов был размещен в августе 2000 года со сроком обращения до 2030 года на сумму 21,2 млрд долларов.
Пока же правительство пытается сбалансировать бюджет в том числе за счет ограничения расходов на государственное управление. «Нам придется в рамках приоритетов расходов установить потолок для каждого министерства, в рамках которого они должны будут решать все задачи, относящиеся к их сфере деятельности», -- заявил на коллегии Минфина Алексей Кудрин. Кризис должен стать стимулом для преодоления сложившейся порочной практики, когда в течение года принимается закон или постановление, которое возлагает на какое-либо министерство новые задачи, а затем это министерство обращается к Минфину с просьбой выделить дополнительные средства на реализацию этих задач. «Нам не удастся наращивать эти обязательства сверх заранее заданных параметров бюджета», -- предупредил глава финансового ведомства. Это, по его мнению, должно заставить исполнителей «более скрупулезно относиться к каждой копейке». Сейчас самое время перейти к строгому воплощению принципа не наращивать госрасходы темпами выше роста ВВП, что, как известно, уже давно является заветной мечтой г-на Кудрина.
Помощник президента Аркадий Дворкович выступил на коллегии с критикой уже в адрес самого Минфина. Представитель кремлевской администрации указал на недопустимо высокий уровень дефицита бюджета на 2010 год -- 5% ВВП, который запланирован правительственными чиновниками. По мнению г-на Дворковича, «это может создать чрезмерные риски». Помощник президента опять затронул вопрос снижения НДС. Чиновник заметил, что до сих пор не уверен в правильности решения о неприкосновенности этого налога: «По крайней мере, нам придется вернуться к вопросу о том, как компенсировать повышение нагрузки в связи с ростом страховых взносов. Не думаю, что мы можем позволить с точки зрения экономического развития такую нагрузку, нам придется ее компенсировать прежде всего за счет снижения НДС и установления единой ставки».
При этом Аркадий Дворкович одобрил сдержанное отношение Минфина к внешним займам: «В любом случае к заимствованиям в этот период надо подходить аккуратно, исходя из потребностей. У нас есть резервы, которые пока могут быть задействованы, и дорого занимать точно не стоит. Я думаю, что Минфин сможет решить и выйти к правительству с предложением объемов и параметра выпуска (еврооблигаций. -- Ред.)».
Министра финансов сильно занимают и вопросы администрирования помощи региональным бюджетам. Последовательное уменьшение доходной базы субъектов в предкризисные годы за счет передачи большинства налогов и сборов под юрисдикцию центра привело к увеличению различных видов помощи уже из федерального бюджета. «Необоснованно, на мой взгляд, возросло число субсидий и субвенций регионам, которые затрудняют их администрирование, -- заявил г-н Кудрин. -- Если уж на то пошло, то давайте передавать им налоги, а не субсидии, которые носят прерывистый характер и не всегда эффективны».
А вот инициатива отдельных регионов о зачете налоговых платежей товарами не нашла поддержки у федеральных властей. Алексей Кудрин напомнил, что в 1997--1998 годах действовала система подобных зачетов, но сейчас антикризисные меры не должны приводить к подрыву действующей бюджетной, правовой и финансовой системы страны. «Я должен сказать, это тот пример, когда мы никогда не пойдем на такие меры», -- твердо заявил главный финансист.
А заместитель министра финансов Антон Силуанов едва ли не первым из госчиновников поставил под сомнение суть реформы муниципального самоуправления. «Количество муниципалитетов возросло. Я считаю, что сейчас настало время рассмотреть вопрос объединения муниципалитетов, особенно тех, в которых практически отсутствует доходная база», -- предложил г-н Силуанов, и вряд ли это частная точка зрения. Впрочем, чиновник отметил, что данное решение необходимо принимать в рамках действующего законодательства. При этом г-н Силуанов признал, что пока местные бюджеты в меньшей степени пострадали от снижения поступающих налогов, чем федеральный бюджет или бюджеты регионов. Впрочем, муниципалитетам от этого не легче, ведь объемы межбюджетных трансфертов -- основной источник «доходов» на местах -- все равно упали.
Юлия МИРОНОВА