Германский автомобильный концерн Opel, похоже, не слишком вдохновлен поступающими из-за океана новостями о планах властей США по банкротству его материнской компании -- General Motors. В ходе данной операции предполагается вычленить из GM «здоровые» структурные подразделения
и тем самым попытаться дать новую жизнь американскому автопроизводителю. Впрочем, детали предполагаемого банкротства GM не слишком интересуют немцев, учитывая, что терпящий бедствие американский концерн уже давно не инвестирует в свою германскую «дочку». Еще в ноябре прошлого года руководство Opel обратилось с личным письмом к федеральному канцлеру Ангеле Меркель, в котором содержалась просьба о государственной поддержке. Несколько недель назад Opel сообщил о необходимых ему инвестициях в размере 3,3 млрд евро.
Вчера стало известно, где Opel намерен искать спасение. Речь идет о Ближнем Востоке, а именно о государственном фонде эмирата Абу-Даби, уже ставшем акционером Daimler.
Федеральное правительство Германии, хотя и в весьма вялой форме, обещало Opel посильную поддержку. А вот о том, что судьба Opel становится предметом заботы всего Европейского союза, вчера в Брюсселе недвусмысленно заявил комиссар по вопросам промышленности немец Гюнтер Ферхойген. Он подверг довольно резкой критике спекуляции о возможном скором банкротстве Opel и отметил, что «любые разговоры о банкротстве являются грубой халатностью» в освещении проблем германского автоконцерна. Ведь речь идет о сохранении лишь в Европе свыше 300 тыс. рабочих мест, созданных Opel.
С точки зрения г-на Ферхойгена, необходимо достижение совместного -- «трансатлантического» -- решения в отношении GM и Opel. «Чисто немецкого решения здесь быть не может», -- сказал еврокомиссар в опубликованном вчера интервью газете Hamburger Abendblatt. Заглядывая вперед, он сказал, что решение может быть найдено лишь в рамках европейского единства -- с активным участием General Motors. В структурах нового «европейского концерна Opel», как это видится Ферхойгену, должен участвовать и GM, который привнесет сюда свой глобальный размах. Это, как продолжал рассуждать еврокомиссар, является «основополагающим условием для того, чтобы вообще появилась возможность найти инвесторов и длительное время оставаться в бизнесе». При этом и государство в лице федерального правительства Германии не должно уклоняться от выдачи финансовых гарантий: «Если потенциальным инвесторам потребуются государственные гарантии, то их нельзя исключать», -- считает Ферхойген.
Между тем в том, что рано или поздно дела Opel поправятся, в компании мало кто сомневается. Председатель совета трудового коллектива Клаус Франц высказал вчера полную уверенность в том, что заинтересованный инвестор будет найден. Он сообщил выходящей в Эссене Westdeutsche allgemeine Zeitung, что уже в конце текущей недели ожидаются предварительные переговоры с потенциальными инвесторами. Речь при этом идет, как сообщила газета со ссылкой на собственные источники, о готовящейся встрече правительства федеральной земли Северный Рейн -- Вестфалия (там расположено крупное производство в Бохуме) с представителями эмирата Абу-Даби.
Какие на самом деле намерения испытывают посланцы с Ближнего Востока в отношении европейской автокузницы, пока еще окончательно неясно. На днях представитель государственного фонда «Аабар» из Абу-Даби однозначно дал понять, что фонд, недавно купивший 9,1% акций концерна Daimler, «не заинтересован» ни в дальнейшем наращивании этого пакета, ни в инвестировании своих капиталов в Opel. Тем не менее на самом Opel продолжают с надеждой смотреть на Восток, связывая наибольшие ожидания с эмиратом. Как отметил в этой связи Клаус Франц, потенциальных инвесторов хватает там и помимо суверенных фондов.