|
|
N°145, 12 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Деньги пенсионных фондов следует надежно защитить
Регулирование фондового рынка, которое находится в ведении Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), требует постоянных изменений вслед за переменами в экономике страны. Пенсионная реформа, нескончаемые конфликты при переделе собственности и реструктуризации крупнейших российских компаний (РАО ЕЭС, "Норильский никель") -- на все это регулятор рынка должен реагировать оперативно. Этой теме посвящено интервью председатель ФКЦБ Игоря КОСТИКОВА.
-- Как проходит проверка реструктуризации "Норильского никеля"? Что грозит компании, если выяснится, что не все ее действия законны?
-- Эта работа только началась. И поэтому говорить о том, как ФКЦБ будет действовать в ходе проверки, еще рано -- лишь 10 октября мы получили все необходимые документы. Мы знаем о реструктуризации и из обращений инвесторов о том, что есть проблемы. Мы хотим изучить их и только после этого сможем сказать, что и как ФКЦБ будет делать. Естественно, мы будем встречаться и с руководством "Норильского никеля", и с представителями инвесторов -- владельцев крупнейших пакетов акций, а также, конечно, с миноритарными акционерами.
-- Расследование ведется силами ФКЦБ?
-- В настоящее время "Норильский никель" предоставляет нам документы, и я не думаю, что с этим могут возникнуть проблемы. Собственно проверка начнется только после того, как комиссия будет обладать всеми необходимыми материалами. Естественно, это не очень быстрый процесс.
-- Какими нормативными актами руководствуется ФКЦБ при проверке "Норильского никеля"?
-- Прежде всего законами "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", "Об акционерных обществах" и, конечно, нормативными документами ФКЦБ, т.е. всем комплексом законодательных и нормативных документов.
-- Как известно, депозитарии, не имеющие лицензии на осуществление деятельности в качестве специализированного депозитария паевых инвестиционных фондов (ПИФов), с 1 октября должны были прекратить обслуживание негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Не совсем понятна увязка ПИФов и НПФ. В чем смысл этого постановления правительства?
-- На самом деле здесь все логично, так как НПФ являются точно такими же институтами коллективных инвестиций. Странно, что система контроля, установленная для коллективных инвестиций в виде паевых фондов, не была распространена на другую схему коллективного инвестирования -- НПФ. По инвестиционной деятельности эти схемы аналогичны, разницы никакой нет. Однако степень защиты вкладов в паевых фондах гораздо выше, чем в негосударственных пенсионных фондах, что, наверное, неправильно. Если мы говорим о защите прав и интересов будущих пенсионеров (подчеркиваю, именно будущих), мы должны устанавливать гораздо более жесткие условия контроля за этими инвестициями, чем за инвестициями в паевые фонды.
-- Как ФКЦБ относится к пенсионной реформе?
-- Пенсионная реформа сегодня напрямую не имеет отношения к ФКЦБ. Тем не менее у нас есть предложения по инвестиционным счетам и схемам для населения -- они прописаны в программе правительства, принятой летом. Это одна из возможностей накопления сбережений. В то же время, мы считаем, что негосударственные пенсионные фонды как форма коллективных инвестиций, сопряженных с наименьшим риском, должны контролироваться так же жестко, как паевые, если не в большей степени, поскольку паевые фонды допускают рисковые вложения. Такая практика существует во всем мире. ФКЦБ ставит во главу угла защиту прав владельцев пенсионных счетов -- ведь, по сути, они тоже инвесторы.
-- Что реально изменится для физических лиц, если будут приняты предложенные ФКЦБ поправки к 23-й главе второй части Налогового кодекса, регламентирующей налогообложение физических лиц на рынке ценных бумаг?
-- Это предложение я внес после того, как был назначен на должность председателя Федеральной комиссии в марте этого года, и оно было поддержано главой правительства. Новость заключается в том, что предлагается нами и поддержанная кабинетом министров схема позволяет инвестору свободно оперировать на фондовом рынке, а его доходы будут облагаться налогом по итогам года за вычетом издержек. В этом принципиальное отличие новой схемы от той, что действует сегодня. На мой взгляд, она поможет высвободить огромные средства населения для инвестирования. А нынешняя система приводит к тому, что деньги частных лиц уходят за границу вместо того, чтобы работать на российском фондовом рынке. Предлагаемая нами схема превращает систему налогообложения в фактор, стимулирующий инвестиции. Мы считаем, что в этом случае просто исчезает налоговый повод для вывоза денег за рубеж.
-- В российском законодательстве четко не определено понятие "манипулирование ценами" на рынке ценных бумаг. Не собирается ли ФКЦБ восполнить этот пробел?
-- Да, в наших планах стоит закон об использовании на рынке инсайдерской информации. Такого рода случаи и есть манипулирование ценами. Проект закона уже готов, но пока не внесен в правительство. Но ФКЦБ обязательно сделает это в будущем году.
-- Закончена ли проверка компании Brunswick Warburg на предмет манипулирования ею ценами акций РАО "ЕЭС России"?
-- НАУФОР завершила проверку этой компании. По ее итогам нет оснований говорить о манипулировании ценами. Однако ФКЦБ свою проверку не закончила.
-- Не планирует ли ФКЦБ вводить какие-либо ограничения на торговлю ценными бумагами через Интернет?
-- Я не могу сказать, что мы планируем вводить ограничения на заключение сделок по ценным бумагам через Интернет. Но принципиально считаем, что есть только один подход -- предлагать клиенту услуги по осуществлению операций на рынке ценных бумаг может исключительно лицензированная организация. Это принцип, который будет касаться и Интернета, и любой другой деятельности на фондовом рынке. Конечно, мы сейчас внимательно изучаем ситуацию с Интернетом, она, как известно, непростая. Наверняка это станет одной из тем, которые будут обсуждаться на предстоящей в ноябре Всероссийской конференции профессиональных участников рынка ценных бумаг, которая пройдет в Санкт-Петербурге. Но пока мы не считаем, что необходимо срочно вводить здесь запрет для профессиональных участников.
-- Не планирует ли комиссия вводить ограничения на маржинальную торговлю?
-- Нет, мы лишь выступаем за введение жестких правил осуществления маржинальной торговли. Свою позицию комиссия четко высказала еще в марте этого года. Мы не считаем нужным ограничивать, мы хотим держать ситуацию под контролем. Я убежден, что предпринимательская деятельность должна развиваться во всех разрешенных формах. Но при этом мы должны отслеживать эту деятельность, защищая интересы инвесторов и акционеров, что для фондового рынка принципиально.
-- Чего вы ждете от предстоящей в Санкт-Петербурге конференции, о которой вы упомянули?
-- Убежден, что эта конференция в некотором смысле рубежная. Ведь к ней мы идем после полосы кризисов и неопределенности -- после дефолта, череды скандалов на фондовом рынке, после азиатского кризиса, а также проблем, связанных с изъянами в корпоративном управлении. Пережив все это, мы просто обязаны переосмыслить ситуацию и понять, в каком направлении развивается фондовый рынок России. Уверен, что это главная тема, которая должна стать предметом заинтересованной дискуссии на этом форуме. Наивно было бы ожидать от делегатов конференции какого-либо документа, который расставит все точки над "i" -- никаких директив не будет. Надеюсь, что в рамках санкт-петербургской встречи фондовое сообщество посмотрит на историю, которую мы прожили за 10 лет развития рынка ценных бумаг в России, подвергнет ее критическому анализу. И тогда станет яснее, что ждет фондовый рынок в ближайшем будущем и обозримой перспективе.
Беседовал Николай МАЗУРИН