|
|
N°63, 14 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
GM получила срок
Минфин США рекомендовал компании подать иск о банкротстве к 1 июня
Перспектива банкротства крупнейших американских автопроизводителей -- General Motors и Chrysler -- становится все более отчетливой. Агентство Standard & Poor's в прошлую пятницу понизило рейтинги американским компаниям, дав однозначный сигнал рынку. А вчера стало известно, что GM может объявить о банкротстве уже до 1 июня этого года. По данным газеты New York Times, Минфин США рекомендовал автогиганту начать подготовку документов, необходимых для подачи в суд иска о банкротстве. Согласно одному из разработанных администрацией президента США Барака Обамы планов, обанкроченный GM будет разделен на две компании. К одной отойдут все привлекательные активы автопроизводителя, в другую будут сведены невостребованные потребителем автомобильные бренды, а также обязательства работникам по медицинскому страхованию. Подобная участь, похоже, ждет и Chrysler. Впрочем, как известно, срок ей отмерен значительно меньший -- до 1 мая компания должна подписать окончательное соглашение о слиянии с FIAT. В случае, если план Белого Дома реализуется, GM дополнительно получит от американской казны еще 16,6 млрд долл., а Chrysler -- 6 млрд долларов.
Ранее представители автоконцернов в попытке остановить банкротство предупреждали администрацию США, что эта процедура обойдется недешево. По подсчетам автогигантов, им потребуется 125 млрд долл. -- самая большая сумма в истории банкротств, а потому Белому Дому, возможно, дешевле будет не доводить ситуацию до крайности.
Впрочем, сейчас большинство экспертов не верят в то, что компании обойдутся без оперативного «хирургического» вмешательства, которое не означает обязательной гибели автоконцернов. Как ранее говорил глава минфина г-н Гайтнер, реструктуризация GM через процедуру банкротства позволит корпорации радикально решить проблему долгов и встать на ноги без многомиллиардных правительственных вливаний.
В случае банкротства готовиться к убыткам, по мнению экспертов S&P, нужно будет кредиторам обеих компаний. Причем убытки Chrysler превзойдут потери GM, несмотря на планы по слиянию с FIAT. «Мы полагаем, что если Chrysler прибегнет к параграфу 11 кодекса США о банкротстве, то многие его активы и операции будут со временем проданы отдельно, а другие части компании могут быть закрыты», -- говорится в заявлении аналитика S&P Грега Мэддока.
По замыслу администрации г-на Обамы «хороший» GM сохранит бренды Chevrolet и Cadillac, а также некоторые международные операции. Акции в новой компании могут получить кредиторы, профсоюзы, возможна также продажа ее целиком или частично инвесторам.
Как стало известно вчера, претенденты на «хорошую» часть GM уже нашлись. По данным британской газеты The Telegraph, китайский автопроизводитель SAIC может «приступить к изучению вопроса» о потенциальных инвестициях в европейское подразделение GM. Компания уже обратилась к концерну с просьбой предоставить ей документы. Организатором продажи является германская банковская группа Commerzbank. Инвесторам будет дана возможность приобрести контрольный пакет акций европейского подразделения GM, включающего Opel и Vauxhall, а у американской компании останется миноритарная доля.
В минфине США подсчитали, что «хороший» GM можно будет выделить из группы в течение двух недель, потратив на это 5 млрд долл. из 7 млрд долл. госфинансирования. На проблемы «плохой» части (соцобязательства и ликвидация заводов) потребуется не менее 70 млрд долл., а возможно, и больше. Поэтому отделаться «малой кровью» даже при самом оптимистичном сценарии американской казне вряд ли удастся.
Но Белый Дом, похоже, это не пугает, и его представители придумывают все новые способы поддержки автоконцернов. Так, администрация основных сервисов (General Services Administration) планирует сделать у американских автопроизводителей заказ на 17,5 тыс. автомобилей. Основное требование, которое было поставлено GSA к Chrysler, Ford и GM, -- автомобили должны быть экономнее, чем те, которые сейчас стоят на службе GSA. Общая стоимость заказа составляет 285 млн долл. Президент Барак Обама уточнил, что покупка будет осуществлена к 1 июня и более 14% госзаказа составят гибридные модели. Нельзя сказать, что заказ GSA будет спасательным кругом для «детройтской тройки», ведь только в марте 2009 года Chrysler, Ford и GM продали 380 тыс. автомобилей. Власти между тем уверены, что подобная мера может помочь вернуть покупателям уверенность в будущем автопроизводителей. «Проблемы, вызванные экономическим кризисом, не возникли в одночасье, и на то, чтобы вернуть нашу экономику в нормальное состояние, потребуется много сил и времени. Но я на 100% уверен в сильной американской автоиндустрии, и мы будем стоять рядом с работниками данной сферы и их семьями в это тяжелое время», -- заявил Барак Обама.
Санкт-петербургский завод GM (ООО «Дженерал Моторз Авто») вчера возобновил работу конвейера по выпуску Chevrolet Captiva и Opel Antara, сообщил ИНТЕРФАКСу глава профсоюзной организации предприятия Евгений Иванов. Он отметил, что за предыдущие две недели конвейер практически не работал, выпуская единичные автомобили. «Дженерал Моторз Авто» 31 марта остановил производство автомобилей Chevrolet Captiva и Opel Antara. Часть рабочих проходила обучение сборке Chevrolet Cruze, часть находилась на простое и получала 2/3 зарплаты, сообщал представитель завода. «У руководства существовал план до мая собрать 2 тыс. автомобилей, но с учетом остановки производства и неполной рабочей недели этот план выполнить невозможно. За две недели мы недособерем около 320 машин», -- сказал представитель завода. По его данным, на «Дженерал Моторз Авто» с 8 июня на 20 дней запланирована летняя остановка производства.
Ирина ЦЫРУЛЕВА