|
|
N°63, 14 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пересчет после битвы
Молдавские события стали уроком для всех, включая Россию
В Молдавии уже завтра к вечеру может быть завершен пересчет голосов, поданных на парламентских выборах 5 апреля. Более точные данные пересчета появятся в четверг, 16 апреля, то есть на неделю раньше, чем планировалось. В минувшее воскресенье Конституционный суд назвал 22 апреля крайним сроком для окончания пересчета голосов. Но вчера председатель молдавского центризбиркома Евгений Штирбу сообщил о разработке ускоренной процедуры пересчета голосов для того, чтобы начать его 15 апреля и уложиться в один день.
Решено завтра вызвать на работу всех сотрудников участковых избирательных комиссий -- около 20 тыс. человек на 1977 участков. Они будут пересчитывать голоса в присутствии наблюдателей и передадут протоколы в окружные избирательные комиссии. На следующий день данные будут в центризбиркоме. «Процедура должна пройти максимально оперативно и прозрачно», -- подчеркнул Евгений Штирбу. Ранее предполагалось, что в пересчете голосов будут участвовать только окружные избирательные комиссии и не будут задействованы члены участковых комиссий.
Молдавская оппозиция подозревает, что ускоренная процедура понадобилась выигравшей выборы коммунистической партии для того, чтобы поскорее вступить во власть и придать «легитимность допущенным нарушениям». Об этом заявил, в частности, лидер не прошедшей в парламент Демократической партии Дмитрий Дьяков.
Решение о пересчете голосов было принято 12 апреля по инициативе действующего президента Молдавии, лидера Партии коммунистов Владимира Воронина. Сейчас власти пытаются успокоить страсти в республике, где недовольные результатами выборов силы устроили 7 апреля акции протеста, переросшие в разгром государственных учреждений в центре Кишинева. Еще правящей компартии нужно договориться с представителями других парламентских партий о поддержке кандидатуры нового президента.
Чтобы провести своего кандидата в президенты, коммунистам (они получили на выборах 49,48% голосов) не хватает одного депутатского мандата до необходимых 61 в 101-местном парламенте. Если же депутаты не сумеют избрать нового президента, действующий глава государства Владимир Воронин вправе назначить новые выборы.
Молдавские политологи отмечают, что во время событий 7 апреля правящая партия оказалась одна против всех. В комментариях для «Времени новостей» многие представители оппозиционных политических движений негативно оценивали деятельность правящей с 2001 года компартии. Критики напирают на то, что в годы ее правления стабильность экономики поддерживалась в основном денежными переводами молдавских рабочих, выехавших на заработки за рубеж, в том числе в Россию. Оппозиция ругает власти и за то, что они подвергали жесткому прессингу не только своих политических, но и экономических конкурентов. Сами коммунисты призывают сравнить жизнь в Молдавии со многими другими странами СНГ, где ситуация много хуже. Да и социальная политика компартии (помощь малоимущим, коммунальные тарифы) встречала понимание населения, иначе за нее не голосовали бы.
Тем не менее уроки из этих апрельских событий должны извлечь как правящая, так и оппозиционные партии. Демонстрации показали, что часть населения подустала от восьмилетнего доминирования Партии коммунистов. Правые партии привлекли избирателей еще и тем, что предъявили им новых молодых политиков. Как заметил «ВН» руководитель Европейского института Молдовы Виктор Дорош, «если в ходе предвыборной кампании эти партии воевали друг с другом, то 7 апреля объединились против общего врага».
Апрельские протестные акции способствовали консолидации и радикализации правой оппозиции. Напомним, что по итогам предыдущих выборов 2005 года в парламент кроме коммунистов (46% голосов) также прошли «Демократический блок Серафима Урекяна» (28%) и Христианско-демократическая народная партия (10%). Из них лишь христианских демократов вкупе с незначительной частью депутатов от «Демократического блока» можно было однозначно отнести к праворадикалам. На долю последних в Молдавии, по оценке экспертов, традиционно приходилось не более 10--15% населения. В новом же составе парламента праворадикалов оказалось свыше 35%.
По мнению Виктора Дороша, их усилению поспособствовали сами коммунисты, построив предвыборную кампанию на противодействии «правому нашествию». Причем, объявив себя единственной силой, способной противостоять правым, коммунисты гораздо активнее боролись не с ними, а с потенциальными претендентами на «родственный» электорат. В результате коммунисты остались без союзников в новом парламенте. В нем Партии коммунистов, вновь развернувшейся в сторону России, будут оппонировать три прорумынских объединения.
Прошедшие годы показали, что молдавским коммунистам свойственна переменчивость настроений и они могут с такой же легкостью отвернуться от России, как это случалось прежде (на выборах 2005 года коммунисты предпочитали прозападный курс). В таком случае у Москвы не останется сторонников в молдавском парламенте.
Новое звучание на нынешних выборах приобрел и неактуальный в предыдущих кампаниях «румынский фактор». Привлекательность Румынии в глазах молдаван возросла благодаря ее присоединению в 2007 году к Евросоюзу. Впрочем, вопреки сообщениям о массовом принятии молдаванами румынского гражданства (утверждали, что их число достигает 500 тыс. из общего населения республики в 4,3 млн человек), паспортами соседнего государства обзавелись немногим более 90 тыс. жителей Молдавии. Из них, как напомнил «ВН» лидер молдавского движения «Равноправие» Валерий Клименко, в выборах в румынский парламент в конце ноября 2008 года приняли участие лишь 2,4 тыс. человек. Румынами же в ходе переписи 2004 года назвали себя немногим более 2% населения Молдавии. Свыше 24% составили так называемые русскоязычные.
В Молдавии сторонников идеи присоединения к Румынии меньшинство. Однако будучи более организованными и агрессивными в сравнении с оппонентами, они при помощи традиционных для молдавских праворадикалов охлократических (от греческого «охлос» -- «толпа») методов борьбы способны подавить более пассивное и раздробленное большинство, не грезящее о «румынском будущем». Да и Бухарест, который поддержал выигравшего в июне 2007 года выборы мэра столицы лидера Либерально-демократической партии Дорина Киртоакэ, несомненно, усилит свою помощь и другим правым силам.
Валерий Клименко полагает, что у идеи объединения с Румынией в Молдавии нет реальной почвы. Но он отмечает, что в условиях поляризации ситуации Москве было бы правильнее развивать контакты не только с правящей партией, но и с оппозицией, в том числе и правой -- «за исключением разве что совсем уж неадекватного Киртоакэ». По мнению нашего собеседника, еще актуальнее становится и задача формирования в Молдавии новой современной партии, стремящейся к стабильным дружественным отношениям со стратегическим партнером -- Россией.
Для Москвы же, заинтересованной в отстаивании интересов проживающих в Молдавии более 100 тыс. российских граждан, было бы резонно активизировать здесь работу не только по партийной, но и по общественной линии. Ведь представители общественных объединений россиян в Молдавии, бравшие «под козырек» перед Партией коммунистов даже тогда, когда Кишинев ссорился с Москвой, уже утратили влияние на здешнее гражданское общество. Причем немало способствовала их ослаблению сама партия власти...
Павел ЛУКЬЯНЧЕНКО, Кишинев