|
|
N°62, 13 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Эстампы Черного Вигвама
В своей книге «Поймать большую рыбу», имеющей вполне карнегиевский подзаголовок «Как расширить сознание, развить интуицию и раскрыть собственный потенциал», Дэвид Линч на довольно-таки странном примере (в котором фигурируют красная рождественская лампочка и поляк в странных очках) утверждает: «Так интересно наблюдать за взаимодействием вещей, у которых, казалось бы, нет ничего общего». Именно это определение как нельзя лучше подходит для определения всего творчества Дэвида Линча, в том числе выходящего за кинематографические рамки.
Можно сравнить трансформации линчевского видения, возникшие на почве трансцедентальной медитации, с чуть более кратким помрачением Гая Ричи на почве каббалы, вылившимся в результате в энигматический и мало кем понятый фильм «Револьвер». Или с абстинентным богоискательством Абеля Феррары, легко принимающим на веру дэнобрауновского уровня библейские трактовки в своей апокрифической «Марии». У творцов, кажется, в обязательном порядке должен присутствовать подобного рода источник вдохновения -- так уж повелось, что канонические практики у творческих натур в куда меньшей чести. Но так или иначе, все это выглядит как минимум убедительно. Некинематографические работы Линча абсолютно адекватны его фильмам, представляют ничуть не меньший интерес и вполне органично вписываются в знакомую по экрану мифологию. Картины, фотографии и инсталляции Линча, по счастью, не производят впечатление этакого хобби, чудаческого увлечения, побочного продукта, созданного в привольные часы досуга. Это вполне самоценные вещи, познакомиться с которыми нужно в том же самом обязательном порядке, что и посмотреть «Голову-ластик», «Синий бархат» или «Твин Пикс».
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ