|
|
N°62, 13 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Молоко не обсохло
Начался сезон весенних отравлений
Молочные продукты, предназначенные для детей младшего возраста, в последние годы все чаще оказываются причиной тяжелых инфекционных заболеваний. С весны, когда устанавливается плюсовая температура, и до осени практически во всех регионах России фиксируются вспышки «молочных» отравлений. Источники инфекции известны -- это молочные кухни и кухни детских садов, школьные столовые. Причина, уверены эксперты, в плохой технической оснащенности большинства молокозаводов, где часто нет даже элементарных контрольных лабораторий.
В этом сезоне первые два случая выявления некачественного молока были зафиксированы в Архангельске и Омске. Сначала четвертого апреля в приморскую межрайонную прокуратуру Архангельска поступила жалоба на плачевное состояние пищеблока одной из средних школ. В частности, речь шла об антисанитарном состоянии оборудования, которое напрямую соприкасается со свежим молоком, бесплатно раздаваемым учащимся начальной школы. Сигнал оказался своевременным, так как прокурорская проверка совместно территориальным управлением «Роспотребнадзора» показала, что реализация молочных напитков осуществлялась в условиях, создающих угрозу возникновения и распространения неинфекционных заболеваний.
Второй, значительно более печальный эпизод, произошел на днях в Омске. В городскую больницу №1 с симптомами острой кишечной инфекции привезли сразу десять детей в возрасте до трех лет. Все они употребляли молочные продукты, приготовленные на местной молочной кухне. Те же продукты реализовывались и в розничной сети Омска. Уже в стационаре у пятерых детей развились осложнения в форме острой почечной недостаточности, их немедленно подключили к аппаратам гемодиализа. Состояние больных сейчас очень тяжелое.
Пока врачи борются с последствиями употребления молока, омское подразделение «Роспотребнадзора» проводит проверки производителей. Уже найдены десятки нарушений в молочных цехах: грязный инвентарь, работники без медицинских карт, просроченный товар на складах. На руководителей молочных производств заведены дела по статье 238 Уголовного кодекса (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, совершенные в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет). Виновным грозит до шести лет лишения свободы. Но даже если в данном случае виновных накажут «по всей строгости», вряд ли это предотвратит возникновение аналогичных ситуаций в дальнейшем.
Показательно, что сначала местные власти пытались объяснить отравление попаданием в детское питание меламина -- химического вещества, широко применяемого в производстве пластиков и лакокрасочных материалов. Видимо, по аналогии с «меламиновым скандалом», разразившимся в прошлом году в США. Правда, министр здравоохранения Омской области Юрий Ерофеев затем признал, что меламиновая версия не нашла подтверждений. «Судя по симптомам заболевания у детей скорее всего гемолитическо-уремический синдром, который вызывается кишечной палочкой. Однако пока высеять ее не удалось», -- сообщил он.
Но само упоминание ядовитых веществ по отношению к молоку не случайно. В этом, как принято считать, полезном продукте содержится практически вся таблица Менделеева. И, что самое интересное, никто не знает, в каких количествах присутствуют те или иные элементы. «Технический регламент по молоку и молочным продуктам, начавший работать с 2008 года, определяет количественные нормативы содержания мышьяка, брома, ртути, хрома, нефтепродуктов и многих других веществ в молоке», -- рассказал «Времени новостей» руководитель технического комитета по стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии («Ростехрегулирование») Олег Розенталь. По его словам, погрешность современных методов контроля составляет примерно 50%. И далеко не на каждом заводе есть лаборатория, в которой хоть как-то могут контролировать уровень загрязненности. Ведь, по словам эксперта, минимальный комплект лабораторного оснащения для этих целей стоит сейчас примерно 10 млн руб., что не по средствам небольшим предприятиям. В итоге загрязненное молоко может попадать на прилавки и детские кухни.
Галина ПАПЕРНАЯ