|
|
N°64, 15 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Мир сошел с ума"
США возглавили антиядерное движение
"Мы должны начать процесс ядерного разоружения, пусть на его полное осуществление не хватит, может быть, всей моей жизни", -- заявил на днях американский президент Барак Обама в Пражском Граде собравшейся здесь 30-тысячной толпе жителей города и журналистов.
Помните старый анекдот: «Мир сошел с ума -- немцы борются за мир, а русские -- с алкоголизмом». Семь лет назад одна из российских газет «зарубила» мой заголовок «Возглавят ли США антиядерное движение?». Пафос статьи был в том, что американское высокоточное оружие может заменить по своим стратегическим возможностям ядерное. Тогда это было важно еще раз подчеркнуть в свете готовившегося и подписанного через два месяца соглашения по ограничению стратегических наступательных потенциалов (СНП), а также планов Пентагона развернуть к 2010 году более 150 тыс. крылатых ракет большой дальности, относящихся к высокоточному оружию (ВТО).
Крылатые ракеты с лихвой компенсировали сокращаемое ядерное оружие, не подпадая ни под один из международных договоров по сокращению наступательных вооружений. Заголовок не прошел как слишком парадоксальный. Ведь антиядерное движение, согласно нашим идеологическим клише, всегда возглавлял сначала СССР, а потом Россия.
И раньше, и позже были написаны тысячи статей, в которых оговаривались условия возможных будущих сокращений ядерного оружия. Здесь и необходимость контроля, и протест против складирования боеголовок американцами вместо их уничтожения, и необходимость учитывать стратегические носители, а также системы противоракетной обороны, и запрет на использование космического пространства в военных целях. Тут же встает проблема подключения к ядерному разоружению таких «пороговых» стран, как Китай, Индия, Пакистан, Израиль и другие.
Подчеркивалось, что уничтожение ядерного оружия как средства сдерживания понизит порог применения обычных видов вооружения, что в условиях безусловного лидерства США в этой области сделает их военным хозяином планеты. Все эти условия резонны, но не учитывают пропагандистскую мощь перехваченного Америкой у СССР лозунга.
Обама говорит, что США готовы взять на себя ведущую роль в процессе освобождения мира от ядерного оружия. Первым шагом в этом направлении он считает заключение с Россией уже в этом году нового договора о дальнейшем сокращении ядерных арсеналов. К СНВ-1 СССР и США шли 30 лет через сложнейшие переговоры и промежуточный договор ОСВ-1 в 1972 году. Конечно, сейчас многие положения могут быть взяты из СНВ-1, ценного мощнейшей системой транспарентности, мерами контроля, да и «холодная война» вроде бы закончилась. Но стремление за восемь месяцев подготовить новый договор может привести к серьезным недоработкам. В то же время Россия может выдвигать резонные условия, а ее будут обвинять в затягивании переговоров.
Одна из самых легких задач в избавлении мира от угрозы всеобщего уничтожения -- исключение ядерного оружия из арсеналов всех стран. Самая трудная задача -- сделать так, чтобы законы международного общения соблюдались всеми. Следующим шагом будет привычка соблюдать их и рост доверия между странами. В этих условиях можно будет говорить об отказе от всех средств массового уничтожения, в том числе биологических. Сейчас контроль над биооружием практически невозможен из-за взаимного недоверия стран, которые не хотят пускать международных наблюдателей в свои лаборатории двойного назначения под предлогом использования полученных данных в конкурентной борьбе на гражданских рынках.
Соблюдение законов международного общения предполагает частичное делегирование своих суверенитетов странами международным органам. При всех недостатках таких органов (неэффективность, забюрократизированность) этот путь лучше хаоса войны всех против всех или борьбы региональных и профессиональных объединений друг с другом.
Приветствуя желание Барака Обамы идти на переговоры о сокращении ядерного оружия, трудно в то же время избавиться от ощущения сильной пропагандистской составляющей форсирования этого процесса. Ведь сокращение ядерного оружия -- только часть мер по укреплению международной безопасности. Если одновременно с этим сдвинутся с места, например, переговоры по ДОВСЕ, тогда и предложения по ядерному разоружению станут более убедительными. Слишком уж все связано в современном мире.
Николай ХОРУНЖИЙ