|
|
N°78, 30 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Афганская кампания Украины
Туркменбаши предложил Киеву вместе проложить трубу
В городе имени себя (Туркменбаши, бывший Красноводск), в отеле имени себя же («Сердар» -- вождь) Сапармурат Ниязов принял одного за другим двух высоких гостей -- министра обороны США Дональда Рамсфелда и президента Украины Леонида Кучму. Если результаты его бесед с американским визитером пока неизвестны, то новости, появившиеся после туркмено-украинского рандеву, похожи на сенсацию.
Г-н Ниязов объявил, что в конце мая лидеры Афганистана, Пакистана и Туркмении подпишут трехстороннее межгосударственное соглашение о строительстве газопровода из Туркмении в Пакистан через афганскую территорию. Его длина 1500 км, стоимость оценивается в 2 млрд долларов. Похоже, однако, что туркменский лидер пока выдает желаемое за действительное, и если предстоящая тройственная встреча состоится, то подписанный на ней документ будет всего лишь декларацией о намерениях.
Во-первых, ни один серьезный инвестор еще не изъявлял готовности вкладывать деньги в этот давно, с начала 90-х годов, известный проект. Только очень большой оптимист может назвать нынешнюю ситуацию в Афганистане благоприятной для иностранных инвестиций в объеме нескольких миллиардов долларов. Во-вторых, сам Пакистан еще весьма далек от того, чтобы предоставить гарантии своей покупательной способности расплачиваться за газ. В-третьих, даже если пакистанский рынок окажется реальным, нет уверенности, что он предпочтет туркменский, а не иранский газ. Как известно, идею трансафганской трубы лелеет не только Ашхабад, но и Тегеран, и шансов у него ничуть не меньше. При этом несколько месяцев назад между Пакистаном и Ираном уже подписан документ на эту тему, и он предусматривает возможность заполнения трубы также и афганским газом. Такой «иранский» вариант Кабулу может понравиться больше. Впрочем, последнее слово в выборе маршрута будет за Исламабадом, и это на днях пришлось признать самому Туркменбаши. С другой стороны, он может рассчитывать на поддержку США, если они захотят торпедировать еще один проиранский проект.
Так или иначе, но г-н Ниязов уже начал активно вербовать союзников по строительству трансафганской трубы. Подобные предложения он делал Москве, а теперь и Киеву. «Давайте вместе участвовать», -- предложил Ниязов Леониду Кучме, с которым они наслаждались на каспийском берегу мастерством деятелей искусств своих стран. Президент Украины ответил с «благодарностью». Тем более что ему удалось в очередной раз «полюбовно» решить проблему неплатежей Украины за поставки туркменского газа.
Стоит заметить, что неудача каспийского саммита неожиданно подвигла его инициатора, туркменского лидера, и на ряд других, весьма важных инициатив. Убедившись в бессмысленности «каспийского» лавирования между Севером и Югом, Россией, Казахстаном и Азербайджаном с одной стороны, и Ираном -- с другой, Туркменбаши изъявил готовность решать проблему Каспия путем двусторонних переговоров. Именно по этому пути уже пошли каспийцы СНГ, именно против этого категорически выступает Иран. Кто бы мог подумать еще неделю назад, что Ашхабад решится бросить вызов Тегерану?
Аркадий ДУБНОВ