|
|
N°78, 30 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Судьба Кучмы прояснится в мае
США вернутся к вопросу о его причастности к торговле оружием
Противники президента Украины Кучмы продолжают раскручивать международный скандал, связанный с незаконной продажей оружия Багдаду. Обвинения основаны на предоставленной беглым майором охраны Николаем Мельниченко записи разговора Кучмы и покойного главы «Укрспецэкспорта» Валерия Малева о поставках в Ирак через иорданского посредника украинских радаров «Кольчуга». Согласно нью-йоркскому журналу Vanity Fair, другой перебежчик, сотрудник иракской службы безопасности, передал военной разведке США документы о радарных установках, которыми якобы располагает Ирак. По его утверждению, они поступают через подконтрольные иракским спецслужбам подставные фирмы на территории Иордании и ОАЭ. Иракская тема воодушевляет украинскую оппозицию, которая укрепила положение в Верховной раде и снова намерена добиваться импичмента. Ситуацию корреспонденту газеты «Время новостей» Светлане СТЕПАНЕНКО комментирует инициатор «кассетного скандала», лидер соцпартии Александр МОРОЗ.
-- Каковы, на ваш взгляд, будут выводы в отношении Кучмы американского большого жюри, на котором выступал свидетелем Николай Мельниченко?
-- В начале мая оно вернется к данному вопросу скорее всего с участием Мельниченко. Затем будет определять вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц из высшего руководства Украины. Результаты экспертизы пленок, где зафиксирован разговор Кучмы с Малевым, свидетельствуют о прямом участии президента. Большое жюри может опираться на этом факт как на материальное доказательство. Но трудно прогнозировать, в какой мере это будет использовано.
-- Бывший министр иностранных дел Борис Тарасюк считает, что если вину Кучмы докажут, применить какие-либо меры на международном уровне невозможно -- нет юридического механизма. Международный уголовный суд, который начинает работу в мае, не уполномочен принимать к рассмотрению дела, возбужденные до его открытия.
-- Предметом рассмотрения данного суда могут стать действия, сопряженные с этим скандалом. Кроме того, в международной практике к высокопоставленным должностным лицам применяли санкции и без этого суда. Не ущемляя дипломатический иммунитет, можно так затронуть интересы страны и конкретного лица таким образом, что у него на родине будут вынуждены делать оргвыводы.
-- Насколько новый состав парламента благоприятствует импичменту?
-- Не исключено, что структура парламента сложится иначе, чем рассчитывают на Банковой (администрация президента. -- Ред.), и Рада примет назревшие политические решения. Меня беспокоит не сама процедура импичмента, а ее правовое оформление: должны существовать правовые механизмы урегулирования конфликтов, связанных с властью, будь то продажа оружия или дело Гонгадзе. Пока законодательную разработку механизма импичмента тормозит президент.
-- Повысились ли шансы на формирование антипрезидентского большинства в Раде после слушаний большого жюри в США?
-- Пока не готов сказать, в какую сторону склоняются весы. Мы ведем переговоры с Тимошенко и Ющенко.
-- Раньше вы ругали Ющенко за христианскую терпимость: экс-премьер называл Кучму, который его притеснял, своим отцом.
-- Я констатировал факт, а не ругал его. Мне кажется, что сейчас Виктор Ющенко более независимый политик, и это вызывает уважение.
-- Генпрокурор Михаил Потебенько, который тормозил расследование «дела Гонгадзе», подал в отставку. Насколько велика вероятность назначения независимого преемника Радой и проведения расследования по делам Гонгадзе и о торговле оружием с Ираком.
-- Потебенько сделал все, чтобы защитить лиц, причастных к исчезновению Георгия Гонгадзе. Он не довел до суда ни одного крупного дела о коррупции. Что сказать о его возможных преемниках? Его заместителя Гарника я не знаю, поэтому мне трудно высказать мнение. Ольга Колинько самостоятельной не будет. Если будет сформировано большинство на основе блока «Наша Украина», возможно назначение бывшего генпрокурора Виктора Шишкина (член комиссии Рады по «делу Гонгадзе». -- Ред.). Мы бы его поддержали.
-- Не считаете ли вы, что приход прокурора Кучмы -- Михаила Потебенько -- в КПУ свидетельствует, что эта партия является не оппозиционной, а лояльной власти?
-- Вы ставите вопрос в лоб, и отвечать таким же способом было бы для меня некорректно. Первые голосования КПУ в парламенте помогут ответить на этот вопрос. Заявления некоторых коммунистов о том, что теперь начнутся резонансные расследования, рассчитаны на неосведомленных или наивных людей. Меня настораживает, что высказывания Симоненко и действия администрации президента иногда совпадают. Может быть, это тактическая игра коммунистов перед тем, как предъявить претензии на те или иные посты в парламенте и правительстве.
Беседовала Светлана СТЕПАНЕНКО